Презентация на тему акула л н толстого. Урок чтения с презентацией

Методическая разработка урока литературного чтения

в 3 классе

(УМК «Школа России»)

"Л. Н. Толстой «Акула»

Работа над составлением плана пересказа произведения"

Подготовила учитель начальных классов Туровник Таисия Михайловна.

Цель урока:

1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »

2. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам

3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:

а) расширить знания и представления об окружающем мире;

б) вести активное речевое развитие школьников;

в) изучать русский язык и его эстетические функции;

4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей.

5. Учить работать со справочной литературой

6. Развивать воображение, речь, мышление, память

7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.

Предметные задачи урока:

Создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели;

Создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;

Создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;

Способствовать уточнению словаря учащихся на уроке и познакомить учащихся с ролью синонимов в речи;

Способствовать осознанию на интуитивном уровне смыслового и грамматического согласования слов;

Учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Личностные УУД : создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

Оборудование:

    Серия портретов русских писателей и поэтов.

    Задания на карточках для работы в группах.

    Презентация к уроку.

    Компьютер

    Мультипроектор

Ход урока .

    Организационный момент .

Учитель. -Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и приступили к работе.

Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

(слайд №2).

    Проверка домашнего задания .

Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» (3 человека)

Каждому ученику после прочтения стихотворения дети задают вопросы и дают оценку их работы.

    Какие строки помогли тебе представить осеннюю картину?

    Что такое бор? Каким тебе представляется бор?

    Какие звуки можно услышать в осеннем лесу?

    Почему поэт называет зелень мрачной?

    Как понимаешь строки «Зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит»

    Формирование темы и цели урока

Учитель. А теперь приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Как вы её составили?

Y N Т Q W О R S Л U С Y Т V О Z Й (Толстой) (слайд №4).

Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Льва Николаевича Толстого.

Учитель. Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Л. Н. Толстой?

Дети. Л. Н. Толстой писал о природе, животных, птицах и людях.

Учитель. Название произведения Л. Н. Толстого, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на доске слов. (На доске написаны слова: Африка , купался, уплыл, любовался, артиллерист .) (слайд №6).

У читель. Как называется это произведение?

Дети. Произведение Л. Н. Толстого называется «Акула».

(Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)

Учитель. Какова же тема сегодняшнего урока?

Дети. Тема сегодняшнего урока: «Лев Николаевич Толстой и его произведение "Акула"».

Учитель. В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на доске.

Цель: 1) познакомиться с творчеством __________________________и его произведением «__________________________________»

3) составлять _________ пересказа произведения

(слайд №7.)

Дети Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого и его произведением «Акула»; учиться правильно, выразительно читать произведение, отвечать на поставленные вопросы.

Учитель. Ребята, вспомните, какие произведения Л. Н. Толстого мы читали с вами во 2 классе.

Дети. «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын», «Филиппок», «Котёнок», «Осёл и лошадь»

Учитель . Чему учат эти рассказы?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

    Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Учитель. Какие интересные факты из жизни и творчества писателя вы нашли дома?

Дети рассказывают, что они знают о жизни и творчестве писателя.

Лев Николаевич Толстой, граф, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.

Рано осиротел.

Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет.

В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя, проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями.

Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой.

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это было скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Л.Н. создает школы в других деревнях. (слайд №8.)

    Изучение нового материала.

    1. Подготовка к восприятию.

Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

      Предварительная словарная работа

Учитель. В тексте нам встретятся такие слова:(слайд №9)

Давай дадим им объяснение. Для этого поработаем с толковыми словарями. ( Работа с толковым словарём С. И. Ожегова .)

Нахождение и толкование слов: палуба, парус, матрос, артиллерист, фитиль, хобот

Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

Парус - укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.

Матрос – моряк, не принадлежащий к командному составу, рядовой флота, а также служащий команды.

Фитиль - лента жгут или шнурок, служащие для горения в некоторых осветительных и нагревательных приборах. Жгут из мягкого материала, пропитываемый каким - нибудь составом. Горящий шнур для воспламенения зарядов

Артиллерист - военнослужащий артиллерии.

Артиллерия – огнестрельные орудия (пушки, миномёты, гаубицы), род войск.

Сообщения учителя об акулах. (слайд № 8)

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. Это самые древние рыбы на Земле.

Акула рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют “белая смерть”. Если ее поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа. У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может храниться целый месяц и не портиться. Ученые пока не знают, как это происходит.

Зубы у акулы крупные, очень острые. Они расположены в пять рядов, а у некоторых видов и в семь рядов. Если акула поломает зуб, на его месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни.

Итак, вместе с героями рассказа Л. Н. Толстого “Акула”, мы отправляемся вперед по морским дорогам открытий.

      Первичное чтение (используется видеоролик «Акула» под музыкальное сопровождение Л.Бетховен «Адажио контабилье».)

      Проверка первичного восприятия

Было ли вам страшно? Когда? (Название вызывает беспокойство, потому что акула страшная хищница моря. Начинаешь волноваться, когда мальчики вздумали купаться в открытом море. Становится страшно, когда раздается крик «Акула!».)

– Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.)

      Чтение рассказа детьми по цепочке.

    Физкультминутка

К морюбыстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас.

Одной, другой, это – кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин,

Плыли вдоль и поперек

И вернулись на урок.

(слайд №10)

    Закрепление нового материала.

    1. Составление плана. Выборочное чтение.

Учитель. Ребята, давайте выделим основные события, которые произошли. Завязку сюжета, кульминационный момент, развязку сюжета. Составим план для пересказа текста.

Учитель. Где и когда происходили описываемые события?

(У берегов Африки).

Какая была погода?

Какую команду услышали матросы?

Как мальчики оказались в открытом море?

Как они соревновались друг с другом?

Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына?

Когда отца охватил страх?

Почему когда все пытались спасти мальчика, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? Когда он стал действовать?

Почему все замерли от страха?

Как вёл себя артиллерист после выстрела?

Почему он так повёл себя?

Что можно сказать об этом человеке, какой он? Какими чертами характера обладал?

Учитель. Какова завязка сюжета?

(Корабль стоял на якоре около берегов Африки. Было очень жарко и капитан разрешил команде искупаться.)

(Два мальчика, которые были на корабле, вздумали устроить соревнования в открытом море. Они так увлеклись, что не заметили акулу, которая стала к ним приближаться.)

Учитель. Какой эпизод в рассказе стал кульминационным?

(Артиллерист подбежал к пушке и выстрелил в акулу).

Учитель. Какова развязка сюжета?

(Точным выстрелом акула былаубита, а мальчиков на лодке привезли на корабль)

Дети составляют план пересказа.

1. Остановка корабля.

2. Купание мальчиков.

3. Появление акулы.

4. Артиллерист стреляет из пушки.

5. Спасение мальчиков. Крики радости.

(слайд №11)

      Характеристика главного героя

Кто по вашему главный герой рассказа? Обоснуйте ответ. (Артиллерист)

Посмотрите, как его изобразил художник.

Открывается портрет артиллериста.

Что можете сказать? Каким он был человеком?

На доске появляется характеристика героя:

    сильный духом

    мудрый

    мужественный

    опытный

    находчивый

    решительный

    смелый

    бывалый

Учитель: Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.

8. Работа в группах.

Учитель : Найдите синонимы к слову

    смелый (мужественный, сильный духом, решительный, храбрый)

    опытный (находчивый, бывалый, многоопытный, искусный, знающий, сведущий)

    веселый (радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный)

    проворный (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица)

    страх (ужас, испуг, паника, шок, боязнь),

    радость (веселье, ликование, жизнерадостность).

    мудрый (умный, разумный, глубокий, опытный, светлая голова, светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный, прозорливый)

    добрый (заботливый, понимающий, добросердечный, сердечный, добродетельный, добродушный)

    душевный (чуткий, отзывчивый, преисполненный доброты, сердечности)

(слайд №12)

Ученики находят синонимы, затем переходят в другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд синонимов.

9. Домашнее задание

Даны три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.
1) Перескажи текст, отразив лишь основные события, развитие сюжетной линии.
2)Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).

3) Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду. (слайд №13)

10. Рефлексия .

Учитель. Чему мы учились на уроке?

Что нового узнали?

О чем вы задумались после чтения рассказа «Акула»

Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока? Самооценка деятельности учащихся.

11. Подведение итогов урока .

Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.

Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Учитель . У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой. (слайд №14)

Урок чтения

Слайд 2

Цели урока

  • Образовательные:развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого.
  • Развивающие:развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев.
  • Воспитательные:воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность.
  • Оборудование:географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.
  • Слайд 3

  • Слайд 4

    Ход урока

    Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

    Ход урока

    Слайд 5

    Проверка домашнего задания

    Проверка домашнего задания.

    Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

    Слайд 6

    Для этого вернемся к рассказу«Детство» Л.Н.Толстого.

    Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»?
    2. Прочитайте, в чем состояла тайна?
    3. Как это характеризует братьев?
    4. А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?
  • Слайд 7

    Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно.

    Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов).

    В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

    Слайд 8

    • Африка
    • Пустыня Сахара
  • Слайд 9

    Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула»

    Словарная работа.

    Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

    Слайд 10

    • Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
    • Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
    • Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
  • Слайд 11

    • Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
    • Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.
  • Слайд 12

    Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

    Слайд 13

    Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков?

    1. Когда заметили акулу с палубы?
    2. Когда мальчики старались уплыть от акулы?
    3. Когда артиллерист выстрелил?
  • Слайд 14

    Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок.

    1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй.

    Топлéнной – тóпленной – топленнóй.

    Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ.

    отставать

    наперегонки

    Слайд 15

    Для этого составим таблицу:

    Для этого составим таблицу:

    Слайд 16

    Итак, читаем 1 часть:

    1. Кто герой данного рассказа?
    2. Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца?
    3. Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом.

    Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент?

    Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист?

    Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает?

    Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

  • Слайд 18

    1. Что автор хотел показать этими словами?
    2. Какой из этого можно сделать вывод?
    3. Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый?

    Читаем четвертую часть:

    1. Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками?
    2. Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам?

    Анализ иллюстрации.

    Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего.

    Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129

    1. Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию?
    2. Почему вы так решили?
  • Слайд 19

    1. Как вы думаете, что художник нарисовал ориентируясь на текст произведения, а что принес своего?

    Читаем пятую часть:

    1. Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?
    2. Что можете в этот момент сказать об артиллеристе?
    3. Что он в это время чувствовал?
  • Посмотреть все слайды

    Класс: 4

    Презентация к уроку























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • Образовательные : продолжать знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, совершенствовать технику чтения, учить составлять характеристику героя.
    • Развивающие : развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание через постановку целевого вопроса, развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристик героев, развивать положительную мотивацию через формулирование четких дидактических задач, расширять и обогащать словарный запас.
    • Воспитательные : воспитывать интерес к чтению художественных произведений через составление характеристики героя, воспитывать смелость, решительность.

    Оборудование: компьютерная поддержка, географическая карта мира, учебник, предметные картинки с изображением корабля, пушки, палубы, якоря, хобота, артиллериста.

    Ход урока

    1 этап: постановка целей и задач урока.

    ОДЗ: сообщить детям тему и основные цели урока, активизировать познавательную деятельность, создать положительную мотивацию.

    УЗ для учащихся: – Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого “Акула”, будем читать рассказ, учиться его анализировать, для того чтобы определить основную мысль этого произведения и составить характеристику главного героя.

    2 этап: проверка домашнего задания.

    ОДЗ: проверить качество самостоятельно выполненной работы учащихся.

    Вид работы: фронтальная беседа по содержанию.

    УЗ для учителя: проверить степень усвоения детьми биографии Л. Н. Толстого.

    УЗ для учащихся : - Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

    Практическая задача: - Для этого вернемся к рассказу “Детство Л.Н. Толстого”

    Организация: - Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

    Как появились “Муравейные братья?” (из-за тайны).

    Прочитайте, в чем состояла тайна?

    Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые).

    ОРК: - Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ.

    Итог этапа: - А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания).

    3 этап: подготовка к восприятию рассказа Л.Н. Толстого “Акула”.

    ОДЗ: создать эмоциональное настроение, ввести в атмосферу описываемого, вызвать интерес к читаемому.

    Вид работы: рассказ учителя.

    УЗ для учителя: познакомить детей с таким материком как Африка, формировать у детей представление об акулах.

    УЗ для учащихся: - Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк как Африка

    ПЗ: - Слушайте внимательно.

    Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

    Итог: - Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.

    Вид работы: словарная работа.

    УЗ для учителя: расширить словарный запас учащихся, научить использовать новые слова в речи.

    УЗ для учащихся: - Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи.

    ПЗ: - Для этого мы проведем словарную работу.

    Посмотрите на доску, прочитайте новые слова, подумайте, что они означают.

    • Африка - показ
    • Пустыня Сахара - на карте
    • Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
    • Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.
    • Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
    • Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
    • Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

    (Показ предметных картинок.)

    Итог этапа: - Итак, мы с вами выяснили лексическое значение некоторых слов, тем самым подготовились к чтению рассказа.

    4 этап: первичное восприятие Л.Н. Толстого “Акула”.

    ОДЗ: организовать целостное эмоциональное восприятие произведения.

    Вид работы: чтение учителем.

    УЗ для учителя: (совпадает с ОДЗ)

    УЗ для учащихся: - Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушаете внимательно и скажите, в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

    Вид работы: беседа по целевому вопросу.

    УЗ для учителя: выяснить степень эмоционального восприятия произведения.

    УЗ для учащихся: - Итак, в какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?

    (- когда заметили акулу с палубы;

    Когда мальчики старались уплыть от акулы;

    Когда артиллерист выстрелил).

    Итог этапа: - Я вижу, что вы меня внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленный вопрос.

    5 этап: повторное чтение, анализ.

    ОДЗ: формировать навыки чтения через многократное перечитывание, учить анализировать литературное произведение, формировать представление о единстве формы и содержания.

    Вид работы: техника чтения.

    УЗ для учителя: совершенствовать технику чтения, вырабатывать умение на слух определять место ударения в слове.

    УЗ для учащихся: - Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы ее допустили ошибок.

    Практическая задача: - Для этого выполним такие упражнения:

    Посмотрим на доску.

    Вы ничего не заметили.

    А что необходимо в этих словах?

    а) Прекрa"сный – прe"красный – прекрасны"й.

    б) Топлe"нной – тo"пленной – топленнo"й.

    в) Послы"шался – послышa"лся – послышался".

    Организация: - Читаем пирамиду слов, будьте внимательны.

    • закат
    • крикнул
    • отставать
    • наперегонки

    Угадайте, какие слова написаны (чтение зашумленных слов).

    в ы т я г и в а л и с ь п е р е г н а л

    п р и ц е л и л с я

    Организация: - Старайтесь выполнить упражнения тщательно.

    ОРК: - Молодцы, мы проработали все слова, теперь можно приступать к чтению.

    Вид работы: чтение рассказа по частям и анализ.

    УЗ для учителя: учить анализировать текст, составлять характеристику героев.

    УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста.

    ПЗ: - Для этого составим таблицу.

    Итак, читаем 1 часть.

    Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? (погода изменилась, стало душно).

    Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)

    Итак, мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист.

    Как вы думаете, как он относился к своему сыну? Докажите текстом. (любовался на сынишку, любил его)

    Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац.

    Как Толстой называет акулу? (морским чудовищем)

    Почему? (страх, опасность).

    Читаем 3 часть.

    Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).

    Насколько эффективно было это решение?

    Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? (Схватил ужас, оцепенел от ужаса, страх)

    Найдите слова в тексте, которые показывают, как действуют матросы (быстро, неслись).

    Могли их действия спасти мальчиков? (нет).

    Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает? (мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны).

    Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”, почему автор использует именно это выражение? (артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения).

    А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии? (замерли от страха и ждали что будет).

    Какой из этого можно сделать вывод? (что этот визг разбудил лишь одного артиллериста).

    Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый (нашел единственный правильное решение), решительный (решил произвести выстрел), самообладание (смог проделать все действия для выстрела)

    Читаем 4 часть.

    Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? (не мог стоять от всего пережитого, не знал о результате выстрела)

    Запишем в таблицу.

    Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам? (нет, так как автор говорит, “что мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза”)

    Вид работы: анализ иллюстрации.

    УЗ для учителя: учить выделять и анализировать информацию.

    УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего.

    ПЗ: - Внимательно рассмотрите иллюстрацию на странице.

    Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)

    Как вы думаете, что художник нарисовал, ориентируясь на текст произведения. А что привнес своего? (текст – расположение объектов, свое – цвет, обстановка).

    Читаем 5 часть

    Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?

    Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? (встал и открыл глаза, т.к. когда услышал радостный крик, понял, что все хорошо).

    Что он в это время чувствовал? (облегчение)

    6 этап: обобщающая беседа.

    ОДЗ: подвести к формулировке основной мысли произведения.

    Вид работы: обобщающая беседа

    УЗ для учителя: составить характеристику героя и с помощью характеристики подвести детей к формулированию основной мысли произведения.

    УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами поучимся составлять характеристику героя и формулировать основную мысль произведения.

    ПЗ: - Вернемся к таблице, что можете сказать об артиллеристе?

    Каким он был?

    Какие черты характера помогли артиллеристу в экстремальной ситуации? (решительность, находчивость, самообладание)

    В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

    7 этап: домашнее задание.

    8 этап: подведение итогов урока.

    ОДЗ: придать уроку логическую завершенность.

    Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

    • ОДЗ – общая дидактическая задача.
    • УЗ – учебная задача.
    • ПЗ – практическая задача.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Образовательные: развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого. Развивающие: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность. Оборудование: географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.

    Cлайд 3

    Cлайд 4

    Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

    Cлайд 5

    Проверка домашнего задания. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

    Cлайд 6

    Для этого вернемся к рассказу «Детство» Л.Н.Толстого. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»? Прочитайте, в чем состояла тайна? Как это характеризует братьев? А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?

    Cлайд 7

    Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно. Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

    Cлайд 8

    Cлайд 9

    Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула» Словарная работа. Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

    Cлайд 10

    Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

    Cлайд 11

    Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

    Cлайд 12

    Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

    Cлайд 13

    Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков? Когда заметили акулу с палубы? Когда мальчики старались уплыть от акулы? Когда артиллерист выстрелил?

    Cлайд 14

    Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок. 1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй. Топлéнной – тóпленной – топленнóй. Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ. 2. оба закат отставать наперегонки

    Cлайд 15

    Сейчас мы будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста. Для этого составим таблицу: Смысловая Поведение артиллериста Черты характера

    Cлайд 16

    Итак, читаем 1 часть: Кто герой данного рассказа? Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом. Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент? Читаем вторую часть: Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы? Как Толстой называет акулу? Почему?

    Cлайд 17

    Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает? Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

    Cлайд 18

    Что автор хотел показать этими словами? Какой из этого можно сделать вывод? Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый? Читаем четвертую часть: Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам? Анализ иллюстрации. Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего. Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129 Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? Почему вы так решили?

    Почему у Владимира было прозвище Мономах Более ста пятидесяти лет после смерти Ярослава прошли почти в непрерывных междоусобных войнах и раздорах. Светлой личностью запомнился сын Всеволода князь Владимир Мономах. Летописцы в один голос дают восторженную оценку его княжения с 1113 по 1125 годы. По их словам, он образец добрых князей при жизни приобрел народную любовь, так что навсегда оставил после себя громкую славу и добрую память.







    Лев Николаевич Толстой


    V – уже знал + – узнал новое? – хочу узнать Лев Николаевич Толстой () (Биография) Лев Николаевич Толстой, граф, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна. Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел (мать умерла в 2 года, отец в 9 лет), воспитывали опекуны. Получил домашнее образование. Затем в 1844 г. поступил в Казанский университет (при поступлении показал отличные знания «турецко-татарского языка»), где до 1847 г. изучал сначала восточные языки, затем юриспруденцию. Затем 4 года прошли в Ясной поляне, Москве, Санкт-Петербурге в попытках вести помещичье хозяйство, самостоятельно изучать юриспруденцию, музыку, в светских развлечениях. В 1848 г. в Санкт-Петербурге успешно сдал экзамены по 2 предметам на кандидата прав. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Служил добровольцем, затем юнкером в 4-ой батарее 20-й артиллерийской бригады. Здесь начал писать, уже в 1852 послал в журнал "Современник" первую часть повести "Детство". Участвует в стычках и походах русских войск на Кавказе. Присвоено звание прапорщика. Перевелся затем (в 1854) в Дунайскую армию в Бухарест, затем, когда началась Крымская война - в Крым. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя, проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями. В это время написаны «Севастопольские рассказы». Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой. В 1857 г. уезжает за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Он посещает Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию. В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это было скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Л.Н. создает школы в других деревнях. Лев Николаевич в 1880 году разрабатывает свое религиозное учение. Конфликт с семьей привел к уходу из Ясной Поляны. Через несколько дней, на небольшой железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область) Толстой умер от пневмонии. Толстой умел разговаривать с детьми, знал множество сказок и историй. Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. А рассказать он мог о многом, ведь его собственные интересы были очень разносторонними.
























    Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова) Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова) Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)











    26