Интарсия по дереву чертежи. Интарсия Кэти Уайз: дикая природа, собаки, кошки, птицы

Интарсия - одна из разновидностей инкрустации. Она подразумевает украшение деревянной поверхности деревянными же деталями, но иной текстуры и тона. Ее еще называют мозаикой по дереву. Тщательно подогнанные вкладки создают удивительно филигранный узор на поверхности изделий. Причем это зависит только от мастерства специалиста. Изысканно и утончено могут выглядеть интарсионные шедевры, выполненные не только из ценных пород дерева, но и из обычных.

Из глубины веков

Родина интарсии - Древний Египет. Причиной возникновения этого вида искусства у египтян послужил дефицит древесины. Ввозимый из других стран этот ценный материал становился на вес золота. Отсюда и дороговизна предметов, украшенных интарсией. С помощью этой техники украшали саркофаги из кедра и кипариса. В качестве вкладок применялись самшитовые, кизиловые и кленовые пластинки.

Самшит, он же букс - вечнозеленое дерево с очень тяжелой и твердой древесиной. Произрастает на территории Малой и Средней Азии, в Крыму, на Кавказе.

Сначала в технике преобладали растительные орнаменты. Затем они стали усложняться введением фигур людей и животных. В последствии на интарсионных картинах можно было увидеть перспективу улиц и городов, сценки из будничной жизни. Росло мастерство художников - усложнялись орнаменты.

Расцвет интарсии приходится на эпоху Возрождения. Сложнейшие орнаментальные формы украшали деревянные поверхности мебели и стен того времени. Мастера, создававшие такие шедевры трудились месяцами, подгоняя тончайшие драгоценные пластинки.

В середине 15 века 80 мастерских во Флоренции трудились над произведениями интарсионного искусства.

Как это сделать

Техника интарсии довольно сложная. Она подразумевает идеальную подгонку деревянных пластинок, которые создают орнамент по кромке. Лицевая сторона деталей полируется до безупречного состояния, а нижняя должна остаться шероховатой. Это позволяет обеспечить максимальное сцепление с поверхностью. Подогнанные детали склеивают и вкладывают в выемку на деревянной поверхности, которую необходимо украсить. Ее толщина должна соответствовать толщине вкладываемого набора.

Инкрустациями такого типа можно украсить дома, утварь, предметы домашнего обихода. При помощи техники интарсии создаются целые картины.

Изделие с интрасией - в подарок

Изделия, декорированные с помощью техники интарсии - прекрасный подарок. Они могу сделать любой интерьер изысканным и утонченным. Заказывая такое изделие, можно с уверенностью сказать, что дар будет уникальным.

Что же в ней особенного

Особенность интарсии в том, что фоном деревянной мозаики служит древесина со всей ее сложностью и многогранностью текстуры. Как не бывает двух одинаковых экземпляров флоры в природе, так нет похожих древесных срезов. Каждый обладает уникальным орнаментом. Фон не уступает отделке по красоте и изысканности. Это позволяет создать по истине неповторимые картины.

Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Для инкрустации можно использовать разные материалы (керамику, мрамор, металл и пр.), но один из самых податливых материалов - дерево. Поэтому инкрустация деревом по дереву (маркетри и интарсия ) очень популярна среди мастеров.

Интарсия

Из двух видов инкрустации по дереву интарсия появилась раньше - ее по праву можно считать «мамой» маркетри. При выполнении интарсии деревянные пластинки разного цвета и текстуры врезаются в деревянную же поверхность , что позволяет получить сложное фигурное изображение.

Считается, что интарсия зародилась еще в Древнем Египте , где древесину впервые стали применять для инкрустации наряду с более «благородными» материалами. Но пика своего расцвета интарсия достигла в Италии в эпоху Возрождения. В этой технике чаще всего украшали церковную мебель и утварь.

Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева . Для того, чтобы сделать из более эффектными, использовали не только «игру» на контрасте светлой и темной древесины, но и обжиг, гравировку, травление древесины.

Как изготавливается изделие в технике интарсии? Сначала выбирается рисунок и делается эскиз, который разбивается на отдельные элементы (пластинки) - наподобие мозаики. Затем эти элементы вырезаются из дерева разного цвета и фактуры. Основной (фоном) для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.

Лицевую сторону деревянных пластинок шлифуют и полируют, а обратную оставляют шероховатой, чтобы она лучше сцеплялась с фоном. Затем нужно плотно пригнать пластинки по кромкам, склеить и вложить в массив-основу. Изделие готово! Если кусочки мозаики выступают над основой - это называется рельефная интарсия . А если они находятся с ней на одном уровне - это живописная интарсия .

Маркетри

Маркетри - это упрощенная техника интарсии. По сути, это тоже мозаика из дерева, но кусочки мозаики изготавливаются из тонкого шпона, собираются между собой по кромкам, как паззл, склеиваются и наклеиваются на плоскую основу.

Маркетри - менее трудоемкая и затратная техника, чем интарсия, но это не значит, что она слишком простая. Для изготовления изделия в технике маркетри тоже важны аккуратность, терпение и художественный вкус .

Для маркетри используют натуральный шпон - однослойную облицовочную фанеру, изготавливаемую из различных пород древесины. Толщина шпона может быть разной (от 0,5 до 1,2 мм), а его цвет и оттенок зависит от породы древесины, которая использовалась для изготовления шпона. Кроме этого, для окраски дерева используют химические методы - например, прокрашивание морилкой.

Как и при работе в технике интарсии, сначала нужно продумать узор и нарисовать чертеж (шаблон) на плотной бумаге . Затем при помощи специальных инструментов из шпона вырезают кусочки мозаики и смазывают их столярным клеем. Затем «паззл» нужно наклеить на бумажный шаблон-чертеж, плотно пригнав друг к другу. Собрав мозаику, ее переворачивают и наклеивают на основу - украшаемое изделие.

Готовое изделие накрывают бумагой и на несколько часов кладут под пресс . Через два дня маркетри шлифуют, покрывают несколькими слоями лака или специальной мастикой. Через сутки мозаику полируют при помощи полировочной пасты и ткани (сукна, фетра, драпа).

Можно выполнять маркетри немного по-другому, врезая элементы мозаики в фон из шпона . Получившаяся мозаика закрепляется смазанной клеем бумагой и наклеивается на поверхность украшаемого изделия. Этот вид маркетри ближе по технике исполнения к своему «родителю» - интарсии.

Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении , оригинальных картин, панно и сувениров. Для того, чтобы научиться работать в этих техниках, нужны не только аккуратность и художественный вкус. Очень важно знать, как «поведут» себя те или иные породы дерева при обработке, покрытии лаком и т.п. Но если очень постараться - можно в итоге получить настоящее произведение искусства .

Инта́рcия (итал. intarsio) - вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация, выполняемая деревом по дереву. Интарсия зародилась на Древнем Востоке, в Египте, и достигла очень высокого уровня в Древней Греции и в Риме, где орнаменты делались из клена, самшита, падуба, железного дерева, кизила.

В деревянной основе делаются углубления, в которые выкладываются деревянные пластины, отличающиеся по цвету и текстуре. Пластины, образующие узор, плотно подгоняются друг к другу, склеиваются и вкладываются в украшаемый предмет. Затем внешняя сторона набора тщательно полируется.

Кэти Уайз (Kathy Wise) всегда любила животных, несмотря на то, что выросла в городе. В подростковом возрасте она вместе с семьёй переехала в сельский район Мичигана, и почти сразу влюбилась в деревенский образ жизни. Кэти считает, что интерес к искусству она унаследовала от матери, которая тоже была художницей. Ребёнком она усердно вырезала фигурки животных из мыла и позже из дерева, пока её мама рисовала пейзажи и портреты.


Художественные классы в школе и колледже усилили её интерес к искусству и скульптуре. Уроки керамики в колледже, на которых Кэти добавляла глиняных животных к горшкам, привели к созданию множества других фигурок животных. Вскоре студенты стали просить её слепить что-нибудь для них. Кэти с отличием окончила колледж, получив степень младшего члена академии художеств в области коммерческого искусства.


Своих первых животных Кэти лепила из керамики с низкой температурой обжига и продавала их на ярмарках и выставках. В её работах были представлены все породы собак и многие другие животные, и каждая фигурка была единственной в своём роде. Она работала вместе со своей мамой, которая расписывала её фигурки. Владельцы магазинов тут же начали просить Кэти продать им этих замечательных животных. Вскоре она сотрудничала более чем с семьюдесятью магазинами, включая Mole Hole — крупнейшую в Америке сеть магазинов коллекционных подарков.


В 1983 году Джин Фридман (глава корпорации Enesco) впервые увидел фигурки Кэти в сувенирном магазине Сиэтла. Человек, выпустивший в мир «Драгоценные мгновения», увидел потенциал в её работах, и связался с Кэти, чтобы начать первую из множества её серий сувенирной продукции. Она продолжала придумывать всё новые фигурки животных и сувениры для таких компаний, как Simson, Westland, United Design и Encore Group. За эти годы Кэти создала более тысячи разных изделий в сорока с лишним сериях, разошедшихся по всему миру.


В начале 90х Кэти создала серию реалистичных диких животных, отлитых в бронзе. В Детройтском Центре Прикладного Искусства она изучила весь процесс отливки бронзовых скульптур, включающий изготовление форм, восковых слепков, отливку, финальную шлифовку и создание патины. Её изделия из бронзы выставлялись в Скоттсдейле и Мичигане.


Серия бронзовых диких животных завоевала несколько наград, в том числе на Международной Художественной Выставке Blue Water. Сейчас Кэти делает бронзовые скульптуры только по специальному заказу. Она занимала первое место в категории «Интарсия и резьба по дереву» в течение последних трёх лет (2006-2008) на выставке Design in Wood в Сан Диего.


За время своей художественной карьеры Кэти создавала и двух-, и трёхмерные работы из глины, камня и дерева. Она спроектировала и вырезала из дерева лошадь на карусель в натуральную величину для своей маленькой дочки. Кэти создала множество панно из дерева и других материалов. Художественное образование очень пригодилось ей в работе с двухмерными изделиями. Все фотографии, фоны и графика на её сайте и в каталогах были разработаны самой Кэти.


Впервые Кэти начала создавать эскизы работ в технике интарсии для своего отчима (Фила МакДональда) более 13 лет назад. Когда его клиенты просили сделать деревянную инкрустацию в виде особой породы собак или своего питомца, Фил просил Кэти создать такой эскиз. Она начала продавать их и обнаружила, что резчикам по дереву они очень нравятся.


Она предлагает самую широкую линейку эскизов различных пород собак. Благодаря опыту в создании фигурок собак, каждый её эскиз индивидуален как ни один другой из представленных на рынке. Она разработала набор интарсии для начинающих, который позволяет легко создавать уникальную мозаику.


Осенью 2004 года в журнале «Мастерская резчика по дереву» (издательства Fox Chapel) появилась первая статья Кэти, в которой была представлена её интарсия бостонского терьера с пошаговой инструкцией. С тех пор её статьи появлялись в каждом номере, и к сегодняшнему дню их насчитывается уже 18.


В этих статьях были представлены такие работы, как украшенный птицами венок, черепаховая кошка, арабский скакун, рамка с кленовыми листьями, цветочные венки, индейка и многие другие. Пять раз работы Кэти печатались на обложке. Её попросили написать статью в двух частях для журнала Wood Carving Illustrated о том, как вырезать доску для объявлений с бульдогом.


На её статьи поступили замечательные отзывы, и она собирается и дальше писать для издательства Fox Chapel Co. У Кэти уже вышла одна книга: «Интарсия и работы по дереву». В настоящий момент она работает над второй. Кэти принимает специальные заказы на работы в технике интарсия, включая фрески и большие настенные панно.

Подбирают разную по цвету древесину. В основе, например, деревянной столешницы вырезали место, куда затем вкладывали подходящие кусочки различной по цвету и узору древесины, чтобы составить определенный рисунок.

Детали, образующие узор, плотно подгоняются друг к другу, склеиваются и вкладываются в украшаемый предмет. Затем внешняя сторона набора тщательно полируется.

Как и инкрустация, интарсия зародилась на Древнем Востоке, в Египте, и достигла очень высокого уровня в Древней Греции и в Риме, где орнаменты делались из клена, самшита, падуба, железного дерева, кизила.

Но с течением времени эту технику упростили. Трудоемкую интарсию заменили техникой маркетри. Материал для маркетри – натуральный шпон, то есть однослойная облицовочная фанера из древесины различных пород.

На примере бабочки рассмотрим основные этапы изготовления в технике интарсия .

Сначала распечатываем рисунок-схему по которой будем выпиливать детали изображения (рис.1). Для удобства на каждом фрагменте схемы отмечаем цвет древисины и направление волокон. Схему распечатывайте сразу в нескольких экземплярах, так как для каждого цвета древесины нужен будет отдельный лист.

Наклеиваем листочки бумаги с фрагментами схемы на отобранные по цвету куски древесины (рис.2). Лучше это делать на очищенную от пыли поверхность при помощи клея в аэрозольном балончике Spray 3M 75. Этот клей предназначен для кратковременного закрепления легких материалов. Допускает многократное переклеивание, что используется в шелкографии, креплении схем, объявлений и т.п.

Затем подгоняем детали друг к другу (рис.5).

Склеиваем детали, если по условию схемы они должны находиться в одном уровне и обрабатываться совместно (рис.6).

Сглаживаем внешние грани деталей и полируем их (рис. 7).

Склеиваем все детали вместе (рис. 8).

Фигурное изображение, узоры из пластинок дерева, разных по текстуре, цвету, врезанных в деревянную поверхность. Интарсия выполняется так же, как и инкрустация .

Особенности интарсии : при интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубления, равные толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия.

Пик расцвета интарсии достиг в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине ХV в. работало более 80 Мастерских. Мозаикой украшали в основном церковную мебель и утварь. Методами украшения служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применялись темные породы древесины, для рисунка - светлые, и наоборот. Зародилась интарсия в древнем Египте, где древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, металлом, перламутром, камнями.

Древние греки, чтобы изменить цвет древесины, пропитывали ее маслом, квасцами, кипятили в краске. Изготовляли из кипариса , кедра также саркофаги. Украшали их орнаментами растительных форм, применяя самшит , клен , железное дерево, кизил.

С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились. Стали появляться многоугольные перспективные изображения городских улиц, сцен из повседневной жизни, исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, травление, обжиг древесины. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы.