Всем привет! Я - Женя.
Сюда я долго думала, что мне бы написать. Могу написать много. Например:
Как я стала журналистом (для этого оказывается желательно не заканчивать журфак - там мозг промывают сильно, лучше без него).
Как я стала предпринимателем (лет 5 назад я открыла магазин одежды в Бобруйске, он, кстати, до сих пор вполне себе успешно работает, пока я разъезжаю).
Как я стала Au pair (помощник по хозяйству) в английской семье. Мне удалось распрекрасным образом прожить в типа супер-лорогом Лондоне пол года приехав туда особо без денег и разрешения на работу. Тоже есть че вспомнить)
Как я стала путешествовать с минимум денег… или
Как я стала рисовать (это прикольная кстати)).
Поэтому пока ограничимся рассказом на тему «Как я стала ретушером-фрилансером».
Училась я в Средней (уровень ниже среднего по моему мнению) Школе №2 г. Бобруйска. Потом поступила в экономический университет (потому, что так было модно). На платное (понятное дело, потому что знания были уж очень средние) и большую часть времени проучилась на факультете международных отношений.
Но это все скукота.
Чего я не смогу, к счастью, наверное, написать - это как я стала специалистом в области международных экономических отношений. Потому, что им я как раз таки и не стала. Хотя диплом есть.) Университетские годы были достаточно скучными. За исключением нескольких ярких моментов, да и те я сама себе организовывала. Ни школа ни универ, как организации ничего мне запоминающегося не дали, к сожалению.
Когда я закончила универ, у меня понятное дело была полная прострация, я понятия не имела, чем заниматься. Друг - главред продвинутого андеграундного издания предожил поработать у них. Чем я и занялась. Работа меня сильно не увлекала, а зарплата сильно печалила своей мизерностью. И вообще я всегда мечтала о своем бизнесе (сейчас кстати опять мечтаю). Каждый день я генерировала какие-то сомнительные бизнес-идеи. Пока в один перкрасный день не открыла магазин одежды. Это долгая история конечно, сейчас не о том. Сначала работы в магазине было много, а потом я взяла продавца и у меня резко освободилась куча времени и я стала думать, чем бы еще таким себя занять.
Тогда как раз все начали говорить про кризис, и я прочитала, что самое лучшее, что ты можешь делать во время кризиса - это учиться, стать хорошим специалистом в чем-то, чтобы как раз когда закончтся кризис - ты на коне! Это заронило первое зерно в мое сознание. К тому же у меня был комплекс неполноценности в связи с тем, что у меня так и не было никакой профессии, в которой я неплохо бы разбиралась. И никакого практического навыка. Я даже на швею хотела пойти, но у нас в училище не берут после высшего образования.) Плюс меня всегда тянуло на разную деятельность связанную с «изобразительным искусством» (че-то не могу придумать по-моднее слова - «визуалом» что-ли?), ну вы поняли. А если честно, я точно не помню, как все началось. Думаю, я просто для удовольствия стала изучать, как работает фотошоп. В качестве нового хобби, коих у меня всегда было миллион.
В общем я тихонечко там себе ковырялась со всякими интернет-туториалами и мне было хорошо и весело. Деньги на пропитание зарабатывались в магазине. Работы там было где-то неделя в месяц в общей сложности, а все остальное время я прилежно фотошопила. В основном с перекосом в ретушь (не знаю почему так вышло).
В один прекрасный день мой парень (мы уже расстались, но я всю жизнь ему за это благодарна буду) предложил мне поискать какие-нибудь курсы, может где-то заграницей, чтобы я уже выходила на какой-то более профессиональный уровень, и стала уже наконец зарабатывать на этом. Это был очень важный момент в сознании. Я всегда мечтала поучиться заграницей, а если еще учится любимому делу - это тогда звучало для меня нереальной мечтой. Но я понимала, что финансово не потяну. И вот в этот момент главное не отказываться от своей мечты, а постараться что-нибудь придумать. Или хотябы залезть в интернет и посмотреть че есть, и че по чем. Токда я ПОЗВОЛИЛА себе помечтать по-крупному. и мечта сбылась. Но это уде было позже. А сейчас по-порядку...
В общем, я стала искать курсы по ретуши. Нашла 2 подходящих варианта. Один в Лондоне, один в Москве. По цене за курс примерно одинаково (около 400 долл), что вполне подъмно. Но в Москве курс был организован компактно в течении 1 недели - каждый день занятия, а в Лондоне - 9 недель раз в неделю занятие. Ну и ясен бублик в Москве было проще и с жильем что-то найти и со всем остальным. Для меня даже выбор не стоял, а парень говорит - только Лондон. Я говорю, -ты дурак? , на что я там жить буду? Он же был уверен, что «я что-нибудь придумаю». В меня верили, во мне не сомневались.
Короче говоря, будучи наверное в каком-то эйфорично-отчаянном состоянии, я сделала все документы, получила визу и поехала в Лондон. Я сильно не думала о последствиях, и что меня там ждет. Иначе не поехала бы. Тактика была простая, наполеоновская «ввязаться в бой, а там посмотрим». Жилье я нашла себе на кауч-серфинге. На 2 недели. У двух людей, хотя писем разослала тонны. На дальнейшее конкретного плана не было. Было только письмо из London College of Fashion, что я зачислена на короткий курс. Все.
Потом идет долгая отдельная история, как я там нашла жилье и работу. Я стала Au Pair, т.е. я жила и работала в семье. Это было удобно. Работа не полный день. Поэтому есть возможность учиться. В этом-то вся идея этой системы и состоит - она очень древняя и популярная везде в Европе. Ты в основном помогаешь присматривать за детьми и маме семейтва по хозяйству. Я там даже детей из школы забирала (безумно была горда собой, что пришлось научиться водить машину с правосторонним рулем). Работа в семье была примечательна тем, что мы жили в безумно красивом доме, который предоставлялся для фото- и видео-съемок. Одна их моих обязанностей была ассистировать эти съемки. Об этом где-то есть в моем ЖЖ подробнее с картинками.
Ну и да, курсы по ретуши раз в неделю. Полное разочарование. Унылый, скучный преподаватель, которому абсолютно по фигу вынес кто-то что-то с занятия или нет. Когда он стал впрягать те же самые туториалы, с теми же самыми картинками, которые я давно уже стырила в торрентах и прошла еще дома, я поняла, что ничему он меня тут не научит. И мне пришла светлая мысль (хотя подсказал наверное кто-то) найти себе интерншип (стажировка по-нашему). Я еще не совсем себе представляла, что это такое и как я буду совмещать это с работой в семье, но меня это мало волновало. Я перешла к активным действиям.
Составила список самых крутых ретушь студий в городе. Расчет был простой (и я теперь всегда этой схемой пользуюсь), если оттуда ничего не ответят, то буду понижать планку.
Потом я написала классное душевное мотивационное письмо. Что я такая старательная и увлеченная, но никак не могу достигнуть нужных высот. И что вся надежда только на вас, друзья. Я готова на все: убирать в офисе, кофе варить, базы данных составлять интим не предлагать, только научите! Писать мотивационные письма - очень важное умение. Оно открывает много дверей в жизни. Разослала я штук 40 вместе с первым своим смешным портфолио, и стала ждать. Все вместе, чтобы найти адресаты, написать и разослать у меня заняло 1 дождливое воскресенье лежа в кровати на расслабоне с нетбуком. Да и ждать пришлось не долго, первые ответы стали приходить уже в понедельник. И так прикольно потом все пошло, мне достаточно много кто ответил (в Италии например это не очень работает, а англики хорошо на мэйлы отвечают). Кто-то написал, что у них нет свободного стола в офисе, но типа заходи в гости, поболтаем. Кто-то просто вежливо отказал, но было штуки 4 реальных предложения, которые я и стала рассматривать. Т.е. ходить на собеседования. Ну и к тем на поболтать тоже заходила. В общем стала погружаться в тему. В режиме реального времени.
Никогда не забуду, когда я пришла в большой красивый офис - оупен спэйс, а там человек 40 сидят с планшетами и ретушируют. Меня торкнуло не кол-во планшетов на м2 (хотя и это тоже, я тогда еще на планшете не умела, и в руках перо не держала)), а кол-во людей, вовлеченных в эту деятельность. И что все так серьезно и реально.
Но в той конторе я не осталась. Я выбрала маленькую студию, состоящую из 3 человек. Все парни, англичане, абсолютно разные и абсолютно для меня непонятные. Когда я увидела, что они делают в фотошопе, у меня упала челюсть и я так с ней отвисшей и ушла. Договорившись скоро прийти, чтобы начать пробовать мою стажировку.
Ходила я к ним 2 раза в неделю, почти полный рабочий день (с утра до 4х). Один из них (по имени Ли) взял надо мной шевство и постоянно чему-то учил. Каждый раз он готовил для меня какой-то новый «челлендж». Уже когда я думала, что вот ОНО - теперь все знаю-умею, он мне подсовывал что-нибудь такое, что я пыхтела за компом и долго не могла сделать. Судил он меня строго и справедливо, никаких поблажек, но как истинный англик, все очень деликатно и вежливо. Мой самый лучший учитель в жизни. У нас сложились совершенно особенные дружеские отношения, и каждый раз для меня было огромным счастьем идти в студию и чему-то учиться.
Мне одновременно было неловко и прикольно в этом странном мужском коллективе. Я чувствовала себя инопланетным пришельцем. Парни не приминали меня подколоть по любому поводу и без, с присущим им всем англиским юмором. Но относились по-доброму. Каждый раз я шла туда, как на праздник - красивая, нарядная и с улыбкой на лице. И я помню момент просветления и счастья от того, что я наконец-то что-то умею делать. Сама, при помощи рук, глаз. Мозгов и у меня уже есть хоть маленький, но такой хороший опыт. Огромная благодарность - этим людям, городу, стране.
о
Вот они 3 красавца - нарядились все в клетчатые рубашки, тк у одного из них ДР был (обычно щеголяли в футболках). Я в шутку спросила, че ж меня не предупредили, я б тоже че-нить в клеточку напялила. На что мне незамедлительно отрезали, что еще "не доросла". Под общий хохот конечно же. Это собственно у нас "корпоратив")
Продлиась моя практика до последнего, пока виза не закончилась, и мне не надо было уезжать. Так бы я осталась там еще дольше, и вполне вероятно они оставили бы меня на работу.
Но так, как я не из ЕС и все не так просто с доками, как хотелось бы, то я вернулась в Беларусь и стала фрилансить, создавать новое портфолио, искать клиентов и пошло-поехало.
Теперь вот в Италию переехала. Это умение и опыт дают мне возможность жить и работать в принципе в любой стране. То о чем я мечтала. Плюс я еще по ходу дела англиский наконец-то на нормальный уровень вывела. Что тоже в жизни очень-очень помогает.
Получилась история, как будто все легко и просто, и надо только захотеть и помечтать. Но было очень-очень много сложностей и проблем на пути. Я просто как-то привыкла на негативе не фокусироваться. Было сильное чувство страха, гогда из имеющихся 300 фунтов (с которыми я приехала) за 2 первых дня я потратила 100 ни на что. Страх меня тогда сильно мотивировал. Был стресс, и резкое похудение на 5 кг. за первую неделб в Лондоне. Но я просто двигалась вперед и что-то делала.
Получить работу в семье было очень сложно, пришлось написать кучу бумаг (рекомендаций самой себе от 3х лиц, созвониться с этими 3ми лицами и предупредить их об этом, потому, что моя работодатель не поленилась прозвонить в Беларусь и проверить. И я знала, что она не поленится). Было несколько собеседований, достаточно напряженных. Были дети-неподарки, порой выносящие мозг, 2 мальчика. Было куча уборки. Дом должен был всегда выглядеть идеально и бытьготовым к съемкам. И вообще корона сильно падала. Но я как-то спокойно к этому относилась и работала с удовольствием ради своего будущего, о котором мечтала. И с прекрасным чувством того, что живу, как хочу и никому ничего не должна.
Недавно мы говорили о том, с понятием красоты в современном обществе. Логическое продолжение этой темы - вопрос о месте ретуши в фотографии. Иллюзорность происходящего в фотоиндустрии очевидна ее работникам, но не большинству потребителей глянцевых (и не только) журналов. Мы попросили ретушеров бюро Bespoke Pixel обозначить то, что следует знать и иметь в виду каждому, кто открывает модный журнал или сайт.
Погоня за идеальной
картинкой
Мы надеваем компрессионное белье или драпируемся в Rick Owens, увеличиваем грудь пуш-апом, имитируем эффект выгоревших на солнце волос, придаем коже сияние светоотражающим тональным кремом и надеваем 14-сантиметровые каблуки (или их персональный эквивалент). Иными словами, мы трансформируем свой внешний вид, чтобы транслировать в окружающую среду личное высказывание, позицию, взгляды - или их отсутствие. Где в таком случае больше проступает наша индивидуальность: когда, приняв тысячу микроизменений от формы ногтей до оттенка помады, мы являемся на торжественную вечеринку, или следующим утром, когда просыпаемся растрепанные, без макияжа и со следами похмелья на лице? Никому не придет в голову упрекать девушку за использование удлиняющей туши и требовать снять каблуки, чтобы не искажать рост - это принятая обществом игра, правила которой всем хорошо известны. А где тогда этическая разница, замазан прыщ тональным средством или кистью в графическом редакторе?
В обработке изображения можно выделить два смежных этапа: первый - производственная необходимость, часто неотъемлемая часть создания цифрового изображения, а второй - щекотливая территория эстетических решений. Дело в том, что со времен аналоговой фотографии ничего особенно не поменялось. Цифровому изображению так же необходима «проявка», как и пленочному кадру. Только на смену аналоговой фотолаборатории с реагентами пришел Adobe Photoshop и другие графические редакторы. На этапе такой «цифровой проявки» (конвертации RAW-файла в изображение) можно отрегулировать яркость, контраст, тональность, насыщенность, резкость и другие параметры снимка. Нужно понимать, что в данном случае пиксели, из которых состоит изображение, остаются на месте, а регулируются лишь их свойства. Это не влияет на содержание изображения, хотя игра света тоже способна визуально преобразить картинку. Красноречивый пример - фотография Пола Хансена , победителя World Press Photo - 2013, где не был сдвинут ни один пиксель, но драматическая «проявка» изображения вызвала бурные дискуссии насчет ее допустимости.
Фотография из Elle Ukraine (июнь 2013), отретушированная Bespoke Pixel
История ретуши
Истории манипуляции с изображениями столько же лет, сколько и самой фотографии. Еще в 1860-х годах (фотографии в то время было примерно 25 лет) развернулась дискуссия о ретуши и ее пределах между патриархом русской фотографии Левицким и президентом французского фотообщества Даванном . Точка зрения Даванна: фотограф может только «набросать» на негативе общий рисунок объекта съемки, а художники-ретушеры дорисуют все остальное. Левицкий возражал, допуская лишь техническую ретушь, заделку мелких точек и пятен.
Изначально фотография была бедным техническим родственником живописи и все приемы оттуда были автоматически перенесены на снимки. Первые фотографы часто были художниками, и дорисовывать кисточками необходимые детали поверх отпечатка было обычной практикой; фотографии раскрашивались вручную и оценивались по тем же критериям, что и картины. При съемках портретов ретушь была обязательным условием. В легендарном портретном ателье Надара в Париже работало 26 человек, 6 из которых были ретушерами. Франц Фидлер, немецкий портретист и теоретик фотографии, писал о конце XIX века, когда фотографии было всего сорок лет, так: «Предпочтением пользовались те фотоателье, которые наиболее усердно прибегали к ретуши. Морщины на лицах замазывались; веснушчатые лица целиком „очищались“ ретушью; бабушки превращались в молодых девушек; характерные черты человека окончательно стирались. Пустая, плоская маска расценивалась как удачный портрет. Безвкусица не знала границ, а торговля ею процветала». Ниже - слайд-шоу по материалам The Metropolitan Museum of Art .
Роберт Джонсон, 1930, пособие по ретуши негативов.
Кальверт Ричард Джонс, монахи-капуцины на Мальте, 1846
Это одна из первых документально сохраненных отретушированных фотографий. Кальверт был живописцем и вымарал одного из монахов, портящего его композицию, на негативе. Он не только привез с путешествия по Мальте фотографии, которые продавал как открытки, но и дорисовал в некоторые из них фигуры людей и детали.
Шарль Негрэ, 1850-е. Огонь свечей был дорисован вручную, тогдашняя техника не могла реализовать такой снимок.
Генри Пич Робинсон «Fading Away» («Угасание»), 1858. Одно из самых громких постановочных композитных фото того времени, поднявшее ряд этических вопросов об уместности фотографирования тех или иных тем («нечего снимать чернуху!»).
Эрнест Эжен Аппер, срежиссировавший и снявший «преступления» парижских коммунаров (на фотографии - актеры). Фотография появилась в прессе, 24 мая 1871 года. Возможно, не все фотографии конфликтов из соседних стран одинаково правдивы.
1905 год, семья «на Ниагарском водопаде» (на самом деле - в студии).
Нет, в 1910 такая кукуруза не росла, а с Джорджем Корнишем, кажется, мы могли бы подружиться - чувство юмора у нас похожее.
Николай Антипов, Иосиф Сталин, Сергей Киров, Николай Шверник и Николай Комаров на Пятнадцатой Ленинградской региональной конференции партии в Ленинграде, 1926. При Сталине все важные политические фотографии ретушировались, дорисовывались, а его бывшие соратники, по мере впадения в немилость и репрессий, вымарывались.
Николай Антипов, Иосиф Сталин, Сергей Киров и Николай Шверник в книге «С. М. Киров, 1886–1934» (Ленинград, 1936). Комаров был арестован и казнен в 1937 году.
Иосиф Сталин, Сергей Киров и Николай Шверник из «Истории СССР, ч. 3», Москва, 1948. Антипов был арестован и расстрелян в 1937 году.
Сталин и Киров в «Иосиф Сталин: краткая биография». Москва, 1949.
Клим Ворошилов, Вячеслав Молотов, Иосиф Сталин и Николай Ежов, 1938 год.
Это предыдущее фото из 1938-го, опубликованное в 1940-м. Ретушер убрал «врага народа» Ежова (крайнего справа), бывшего главу НКВД, организатора и исполнителя массовых репрессий, позже расстрелянного «за попытку госпереворота».
Что представляет собой
процесс обработки
Обложки L"Officiel Ukraine, Elle Ukraine и Аэрофлот Style, отретушированные в
Bespoke Pixel
Так же как над строительством здания работает цепочка специалистов - от архитектора до инженера и подрядчиков, - опубликованная фотография - результат работы команды профессионалов: арт-директора, стилиста, визажиста, модели, фотографа и прочих, где ретушер - одно из скромных функциональных звеньев. У каждого специалиста своя компетенция: модель не может сниматься, в чем ей заблагорассудится, а ретушер не «играет» с картинкой на свой лад. У каждой съемки есть свое стилевое направление, и постобработка должна довести задумку команды до максимума («правки на ваш вкус» или «сделайте нам красиво» обычно являются первым красным флагом - скорее всего, клиент не знает чего хочет). По сути, процесс обработки изображения - это неразрывный союз эстетического выбора и его технической реализации. То есть фотошоп - всего лишь инструмент на службе фотографии. Его технические возможности позволяют совершать практически неограниченные манипуляции с изображением, меняя форму объектов, текстуру, цвет и так далее (существует мнение, что обычный заказ для ретушеров выглядит вот так). Но, как любой инструмент, его можно использовать как во благо, так и во зло. Поэтому критический момент здесь - здравый смысл. Стоит понимать, что если обработка фотографии явно перетягивает на себя одеяло, это не катастрофа, но тогда изображение уместнее отнести к области графического или технического дизайна
Над фэшн- или бьюти-съемкой работает команда профессионалов еще до щелчка затвора камеры, чтобы уже в процессе съемки приблизиться к идеальной картинке. Поэтому нам в руки, как правило, попадает качественная работа, где ухоженная женщина модельной внешности с правильно нанесенным макияжем снята опытным фотографом в выгодном свете и на хорошую оптику. Дальше мы должны сделать то, что не удалось (или вообще невозможно) достичь при фотосъемке, подогнать изображение под некоторый уровень, приблизить к задумке автора. Замечательную фотографию ретушер может сделать идеальной, хорошую - очень хорошей, среднюю - неплохой, плохую - приемлемой. Совершать качественный скачок на две ступени - неоправданно дорого, малореально и попросту неэффективно (если только это не скачок в обратном направлении - бездарной обработкой можно убить талантливую фотографию). То есть в идеале работа ретушера направлена не на исправление изображения, а на его улучшение.
Одна из самых любимых правок клиентов -
обвести что угодно на фотографии и подписать: «Что это?»
Кадр из съемки с ведущим визажистом Chanel на Украине для Harper"s Bazaar Ukraine,
отретушированной Bespoke Pixel
Конечно, каждый заказ индивидуален, но если попытаться обобщить наши обычные действия, - мы убираем все, что отвлекает, мешает, лезет в глаза. Добавляем объем у корней волос, если они распущены. Удлиняем шею, убираем некоторые горизонтальные морщины на ней, чистим подмышечные складки и подмышки, дорисовываем ногти, убираем кутикулу, поправляем макияж - глаза, линию ресниц, иногда дорисовываем их, разглаживаем подвижное веко, вносим равномерность цвета. Чистим глаза: убираем сосуды, покраснения, акцентируем зрачок. Корректируем брови, убирая лишние волоски, выравниваем цвет и плотность, редактируем форму. Естественно, работаем с порами, неровностями, пятнами на лице. Обращаем внимание на лишние волоски в прическе. Корректируем пластику: складки тела, очерченность талии, изгиб бедер и спины, убираем «гусиную кожу» на ногах, всегда чистим пятки. Список получается внушительным, но он очень сборный и обычно каждое действие занимает не больше 15 минут. Контрастные превращения лишнего веса в модельные параметры и, например, омоложение на двадцать лет в нашем случае остаются разовыми исключениями. Мы не работаем «волшебниками фотошопа», но занимаемся тем, что помогаем клиентам доводить их изображения до соответствия стилю, бренду, долгосрочной стратегии.
На наш взгляд, главная задача обработки не «сделать фотографию и человека на ней лучше» - эта фраза в силу субъективности не значит ровным счетом ничего. Ретушь и постобработка - это не неуловимые вещи, не уайльдовская охота на лис, где невыразимое преследует несъедобное, а помощь в реализации художественного замысла фотографа или арт-директора. Если поставленная задача (снять лукбук или художественную фотосессию) безупречно реализована в рамках отведенных на нее ресурсов, можно сказать, что перед нами «хорошая» ретушь. К сожалению, есть варианты, когда неудачные эстетические решения идеально сделаны технически, и наоборот - прекрасные намерения страдают из-за слабой реализации. Поэтому, встречая неудачный кадр, мы не спешим винить ретушера, возможно, «так было задумано» арт-директором съемки (или тем человеком, который несет его обязанности).
Стоит отметить, что наши личные, как ретушеров, эстетические предпочтения могут не совпадать с идеей автора или проектом команды. Получая очередную итерацию с требованием «сделать ноги модели еще худее», мы чувствуем себя некомфортно и всегда пытаемся урезонить заказчика, но понимаем, что это ситуация про крестик и трусы. Так как в глубине души мы против избыточной обработки и подхода «сойдет, поправим на постпродакшене», в силу возможностей мы стараемся отговорить фотографов от слишком нереалистичных изменений . Правда, на нашей памяти никто не перегибал палку настолько, чтобы мы отказывались исполнять заказ по моральным соображениям (но, может быть, мы просто shameless bitches). И здесь начинается самое интересное - что есть стандарты?
Стандарты и тенденции
в современной ретуши
Ни превращение героини в более совершенную версию себя. Vogue всегда работает окном в другой, «более лучший» мир, и не обрабатывать чьи-то фотографии - значит оказывать особые преференции, ставить в другие условия. Сама Лена отреагировала правдиво, изящно подвинув ряд своих же предыдущих высказываний «Глянцевый журнал - это своего рода красивая фантазия. Vogue - место не для реалистичных изображений женщин, а для изысканной одежды, модных местечек и эскапизма. Поэтому если статья отражает мою сущность, но я при этом одета в Prada и окружена прекрасными мужчинами и собаками, в чем проблема? Если кто-то хочет увидеть, как я выгляжу в реальной жизни, пусть включает „Girls“».
Этика, профдеформация
и ценность естественной красоты
Фрагмент проекта «Barber Shop»
Считаем ли мы, что задаем нереалистичные стандарты и комплексы? С одной стороны, да, именно нашими руками утягиваются талии и удлиняются ресницы. С другой же, мы не можем не согласиться с Леной Данэм - глянцевая индустрия дарит нам сказку, иллюзию, мечту, к которой стоит относиться соответственно. И если рисовать идеальную картинку мира, то мы бы охотнее ввели обязательный курс о природе цифрового изображения в средних школах - лишь его понимание избавит человека от комплексов и заставит ценить свое тело. Запрет фотошопа проблемы не решит - даже в реальной жизни всегда найдется кто-то с ногами подлиннее и улыбкой пошире.
Если говорить о личных предпочтениях, мы не любим отточенные до совершенства и симметрии фотографии, хотя умеем так делать. Нам милее легкая неправильность, уникальность изгибов, поэтому мы стараемся по максимуму оставить волоски, кожу, поры, складочки на пальцах - не переделывать человека, а подчеркнуть его индивидуальность. То, что мы девушки и умеем краситься, интересуемся косметикой и знаем, как все работает, в свою очередь очень помогает в работе. В большинстве случаев мы можем отличить замысел визажиста от несовершенства исполнения и внести исправления, где необходимо, не смазав задумку. А даже если мы не знаем, какие smoky модные в этом сезоне, нас спасают дорогие подруги с бьюти-блогами и осведомленностью в fashion-индустрии.
Однажды
продюсер очень просил
удлинить руки
своей начинающей подопечной певицы миниатюрного сложения
– Лина, как давно занимаешься ретушью?
– В целом – четвертый год. Но лично для себя наиболее серьезно я оцениваю последние 2.5 года.
– Это основной род занятости, или просто дополнительный доход?
– Это основная занятость. За последние годы собралось довольно много постоянных клиентов, оттого и поток работы – постоянный и загруженность, как правило, максимальная.
– Как случилось так, что ретушь стала одним из способов твоего заработка?
– Все началось с обыкновенного интереса к постобработке. Сначала просто осваивала программу методом ‘тыка’, потом начала изучать всевозможные видеоуроки, пособия, материалы. А когда поняла, что есть большое желание и должное усердие – начала зарабатывать на этом деньги. Да и в сравнении с нынешней ситуацией, стоит отметить, что на момент начала моей деятельности в сфере обработки, рынок ретушеров был очень мал.
– Кто основные твои клиенты?
– Определенно фотографы, из общего числа их приблизительно 75%, и визажисты – их около 15%.
– Откуда поступают заказы?
Заказы поступают отовсюду: Россия, Украина, Белоруссия. Есть опыт работы и с западом.
– Какие самые частые задачи по ретуши стоят перед тобой?
– Ровная кожа, чистый фон, обязательно работа с пластикой, особенно, если это ростовое фото, добавить фотографии ‘глянцевости’. Одним словом, сделать ‘красиво’.
– Что обычно просят сделать клиенты или агентства?
– Удивительно, но в последнее время только 15-20% заказчиков указывают более-менее подробное ТЗ (техническое задание). Как правило, заостряется внимание на таких деталях, как устранение определенных объектов с фона, одежды, волос. Все остальное ‘по стандарту’. Остальные же просто сдают фото на ретушь и рассчитывают только на мое видение (быть может, доверяясь работам из портфолио).
– Какие самые смешные просьбы по качеству ретуши?
– Помню как-то просили открыть глаза на фото, где человек их закрыл. Если бы было аналогичное фото с открытыми глазами – без проблем, я сделала бы коллажирование. Но аналога не было и человек был убежден что в фотошопе есть такая кнопочка, которая берет и открывает глаза. От некоторых людей периодически приходят вопросы вроде ‘вы делаете фотошопы?’, ‘вы работаете фотошопом?’, ‘а как называется программа фотошоп в которой вы делаете фото?’, ‘а что это за фильтр вы использовали чтобы получить такую кожу?’.
– Работала ли ты сама фотографом? Насколько важно во время съемки понимать, как впоследствии будет обрабатываться снимок?
– Не работала. Но, так как этим занимается мой муж, то камеру держать в руках приходилось. Понимать, как будет обрабатываться снимок впоследствии, на мой взгляд, не обязательно. Главное – максимально выложиться во время съемки и проявить внимание при работе со светом, горизонтом, влезшими в кадр деталями, даже потекшим макияжем и съехавшей прическе у модели, чтобы при постобработке было приложено как можно меньше усилий. Понятное дело, что фотошоп может все, но людям, и снимающим и обрабатывающим свои фото, наверняка не хотелось бы просиживать над одним кадром часами.
– Очень интересный моим читателям вопрос: насколько сильно чувствуется разница в количестве пикселей для удобной обработки фотографий. Если ли существенная разница в обработке 10, 18, 24, 36 МП снимков? Больше пикселей – больше работы?
– Именно так бы и выразилась: больше пикселей – больше работы. Особенно это ощутимо на крупных портретах.
– Смотришь ли ты данные, как был получен тот или иной снимок? Если да, то с каких фотоаппаратов или брендов чаще всего поступают фотографии на обработку?
– Процентов 85 – обладатели Canon. Даже сейчас принципиально посмотрела свои последние 5 заказов. Все фото сняты на Canon-ы разных моделей.
– Есть ли существенная разница в обработке цвета с фотоаппаратов Nikon, Canon, Sony, Pentax? Что насчет скинтона брендов? С каких камер нравится картинка больше всего?
– На моей памяти с Sony и Pentax работать не приходилось. Основной поток заказов это Canon, реже встречаются фото, снятые на Nikon. В обоих случаях бывают как плохие, так и хорошие фотографии, и в общем-то со скинтоном аналогичная ситуация. Потому я пришла к выводу, что не особо имеет значение, какой бренд ты держишь в руках. Думаю, что хороший визаж, правильная работа со светом,цветовой температурой и съемка в raw помогут получить нужный цвет.
– Сложно ли сделать правильный скинтон посредством Photoshop? Стоит ли переживать фотографу за цвет во время съемки, если фотография в дальнейшем будет обрабатываться? Всегда ли можно сделать хороший скинтон?
– Не всегда, особенно если это не RAW. Фотографу переживать стоит, как я отмечала выше – лучше сделать максимум до процесса постобработки. У меня есть специально созданный экшен для создания стандартного скинтона, поэтому не сказала бы что есть какие-то глобальные сложности.
– Для тебя проще начать обработку с сырого RAW-файла или уже с какого-то JPEG?
– Конечно же с RAW-форматом работать проще! Сырой материал – больше возможностей.
– Не думаешь ли ты, что порой твоя обработка убивает кожу?
– Я это знаю! Потому как, не практикую Hi-End обработку. А в работе с частотным разложением, так или иначе, неоднократно копируется и заменяется текстура кожи и частично убивается объем, который потом приходится усиливать или добавлять отдельно.
– Что скажешь насчет того, что весь интернет забит пластиковой кожей с неестественным сглаживанием. Это дань моде или недостаток горе фотографов/ретушеров?
– По-моему и то, и другое! Горе ретушеры – это конечно отдельная тема, но у них на пути приобретение опыта. Очень часто меняется вкус и взгляд на обработку, потому их недостатки не так страшны, как заданные модой тенденции. На западе, к примеру, в цене именно естественная обработка.
– Что сложней ретушировать? На что уходит больше всего времени?
– Сложно ретушировать крупные портреты с пористой кожей. Сложно работать с волосами, дорисовывать ресницы, особенно если под рукой нет планшета. Как правило, много времени уходит при работе с цветом, особенно, если не знаешь точно, чего хочешь добиться от картинки и начинаешь эксперименторовать.
– Расскажи, что такое художественная обработка? Чем она отличается от ретуши?
– Художественная ретушь – это тоже ретушь. Разница лишь в том, что в художке, кроме стандартной работы применяются всевозможные световые и цветовые эффекты, наложения текстур, можно экспериментировать с тонированием, добавлять какие-то дополнительные детали, частично или полностью заменять фон или отдельные части фото, в общем – от самых простых коллажей до рисунка!
– Сколько времени в среднем занимает художественная обработка одной фотографии?
– Все зависит от поставленных задач. От 30 минут и до нескольких часов.
– Какими средствами чаще всего пользуешься для обработки (фотошоп, лайтрум, плагины). Если ли секретные методики?
– Фотошоп. Лайтрум -крайне редко. Плагинами стараюсь не пользоваться, особенно в плане работы с цветом. Иногда с помощью плагина добавляю бэклайт (хотя это вполне спокойно делается и вручную) или боке. Больше ценю ручную обработку. Секретных методик нет – разве что большинство часто используемых функций я записываю в экшены, что очень экономит время обработки.
– Проводишь ли ты обучение ретуши? Сколько времени нужно, чтобы стать хорошим ретушером?
– Обучение провожу, пока только по ретуши портета. Мое занятие рассчитано на 2 часа, за это время я успеваю рассказать и показать техники частотного разложения, dodge and burn, как работать с объемом и другими деталями. Для получения основ и понимания теории этого вполне достаточно, а все остальное – дело последующей практики обучающегося. Чтобы стать хорошим ретушером, нужно много усердия, терпения и внимания, а когда рука набьется, времени на обработку будет уходить в разы меньше.
– Читатели интересуются – как не переборщить с ретушью?
– Тут все просто. Отдыхать в процессе, периодически отходить от компьютера. А если есть возможность – то вообще взглянуть на фото “свежим” взглядом на другой день. Обязательно просматривать работу “до и после”. Если ретуши слишком много – в сравнении это будет очевидно.
– Бывают такие ситуации, когда рука на фото попросту не ложится. Ретушь, на которую затрачиваешь в среднем 20 минут, занимает час или еще больше. А когда загруженность большая и рассчитать с точностью сроки сдачи просто не получается – это кошмар. Практически все заказчики рассчитывают получить готовый материал в короткий срок. Некоторые вообще думают, что я работаю в любое время суток и у меня не бывает выходных.
Иногда возникают клиенты, озвучивающие ТЗ только после сдачи готового материала. Всегда в таких случаях задаюсь вопросом – почему все эти детали не были обозначены до начала работы?
Довольно много обращается людей, которые не понимают разницы между плохим или хорошим качеством фото и его влиянием на результат обработки. И объяснить им очень сложно, что снимки в моем портфолио – с хороших камер, сделанные профессионалами и что на фото с айфона такого же результата не получить.
Самое сложное – это когда ты видишь обработку в своем, определенном ключе, в котором привык работать, а заказчик в голове себе нарисовал что-то другое, разумеется не выдал ТЗ и был удивлен что получил другой результат. Без сложностей никуда, и, наверное, на каждого заказчика свой ретушер. Главное любить то, что ты делаешь.
Фоторетушь давно уже перешагнула из профессиональной сферы в обычную жизнь. Знаменитости судятся, когда ее чересчур много, а пользователи Instagram, наоборот, не стесняясь, корректируют фигуру и разглаживают кожу на селфи.
Татьяна Юрочкина, россиянка, которая уже 5 лет живет и работает фоторетушером в Нью-Йорке, поделилась своей точкой зрения на будущее ретуши и рассказала, чем отличается русский подход к профессиональной правке фотографий от американского.
Татьяна Юрочкина (TanyaFox) длительное время работала в Нью-Йорке на постпродакшене для MTV, GOT MILK? studio, сделала последнюю историческую обложку известного журнала про реслинг WWE, каталоги для NIKE и AVON, участвовала в создании обложек для сериалов и бродвейских афиш, музыкантов типа DEAD MOUSE, которых снимает фотограф Scott Schafer. Также снимала для продажи на аукционах работы Дали, Моне, Малевича, Рой Лихтенштайна, Алекса Кэтс, Роберта Лонго.
Расскажи о себе: откуда ты, как стала фотографом, а затем и ретушером, почему переехала в США?
Я из Миасса, Челябинская область. Там родилась и прожила 22 года. Фотографировать начала, когда нашла папин старый Зенит, снимки с которого были выставлены и в Нью-Йорке, и в Миассе. Фото, пожалуй, занимательны тем, что в них много «протечек» света (light leaks), что сделало их очень атмосферными. Кстати, забавная история, что не так давно папа стал фотографировать на мою старую зеркалку.
В штаты меня унес ветер перемен (читайте, программа по обмену). За прошедшие 5 лет пожила в Нью-Йорке и Сан-Франциско. На данный момент, я 100% фрилансер. Последние полгода провела в Челябинске, работала с Nightparty - отличные ребята! Сейчас снова вернулась в Нью-Йорк.
Как ты училась ретуши? Курсы, интернет, путь проб и ошибок?
Ретушь - это неотъемлемая часть фотографии, поэтому училась параллельно. Самым эффективным способом обучения оказалась практика - так называемые internships. Когда идешь получать опыт от фотографов, художников, ретушеров, перенимаешь его, работая над проектами, рядом с теми, кто за это получает зарплату 🙂
И съемки, и ретушь для меня эквиваленты в плане «нравится». И там, и там есть свой кайф, не могу оставить себе что-то одно. Ситуации бывают разные, иногда я отдаю на ретушь и свои снимки. В последнее время увлеклась видео post-production.
Говорят, что в России распространен подход «мастер на все руки», а в США больше узких специалистов, так ли это?
Так. И узкая специализация - это хорошо. Скажу больше, в США даже ретушеры бывают разные. Во-первых, это зависит от того, над чем они работают (например, это те, кто делают только beauty, только CGI, только product и т. д.). А во-вторых, есть уровни: junior, mid-level и senior в зависимости от владения инструментами.
Снимки Scott Schaffer, фоторетушь Татьяна Юрочкина.
Чем отличается подход к работе в США и в России?
Этот вопрос перекликается с предыдущим. В штатах, будучи ретушером, мне доводилось бывать на съемках, я считаю, это очень полезный опыт. Совместная работа в процессе продакшена влияет на эффективность постпродакшена, как говорится, team-work.
С клиентами общается в основном менеджер либо senior-retoucher, который ответственен за финальный продукт всей команды. Ничего особенного в стиле общения не могу отметить, клиент всегда прав, и точка. Регламент есть. Например, цена обработки включает несколько кругов поправки, обычно два. То есть клиент может попросить что-то исправить, направив свои комментарии ретушеру. Самые затяжные поправки, помню были с журналом по реслингу WWE, над последней обложкой которого мне довелось трудиться, она прошла кругов 10.
Обложка журнала по реслингу WWE, фоторетушь Татьяна Юрочкина.
Существует мнение, что в России всё лет на 5-10 отстает от запада. Это так? Как это выражается в фотоиндустрии, и в чем ты видишь причины этого отставания?
Я бы так не сказала. Сейчас доступно все, что вам нужно. В интернете можно заказать любое оборудование, просмотреть кучу материала, даже обучиться, западные и российские профессионалы постоянно дают мастер-классы, народ сам летает за границу. Я даже склонна думать, что в России есть более талантливые и креативные ребята, не уступающие западным; своеобразные, значимые и аутентичные. Просто, к сожалению, многое упирается в финансы…
Много ли ребят из России, именно фотографов и фоторетушеров, уехали жить в США? Там реально найти работу в этой сфере?
Среди моих русских знакомых есть фотографы и ретушеры, работающие в штатах. Все сложно, но вполне реально. Придется много работать и много учиться, а еще создать внушительное портфолио.
Фото и ретушь Татьяна Юрочкина.
Да, такая тенденция есть, но без постпродакшена пока не обойтись. Камера записывает мегабайты сырой информации, которая в умелых руках превратится в красивую картинку. Наверное, должно произойти какое-то глобальное изменение в технике съемки, чтобы в постпродакшене отпала нужда.
Каково будущее ретуши? В каком направлении она будет развиваться?
Думаю, процессы будут все больше и больше автоматизироваться, что облегчит работу. Будут создаваться новые умные плагины, или техники для ускорения процесса обработки.
Какой стиль ретуши популярен сейчас в США? А в России? Есть ли разница в отношении к картинке?
Не могу сравнить, в России не работала в этой сфере. Стилей как таковых назвать не могу, может тенденции? В целом картинка должна быть pixel-perfect (идеальна до каждого пикселя). А есть какой-то, давайте назовем, экспериментал - когда объект может быть хаотично вырезан и расположен в кадре (посмотрите, рекламу компании Celine), также популярны глитч-эффекты.
Глитч эффекты
Были случаи, когда заказчик оставался недоволен результатом? Что ты делала?
Повторюсь, клиент всегда прав. И если что-то не устраивало, мы это обсуждали и исправляли, все предельно просто. Совсем недовольных не помню, может только когда я только начинала, но это в прошлом.
Сколько по времени занимает ретушь одной фотографии?
Зависит от требований клиента, и цены, которую он готов заплатить. Самая простая обработка может занимать минуту, например, когда фото проходит общую коррекцию в Lightroom. А бывают и сложные композиты, над которыми трудишься по 8-10 часов, скажем, крупные плакаты и постеры. А в среднем, на хороший портрет уходит 1,5-2 часа.
Как ты работаешь со слоями в Photoshop? Есть своя методика или каждый раз все спонтанно?
Методика есть, и основана она на максимально эффективной работе, конечно же. Чтобы можно было легко вернуться, перенести изображение в другой файл или распечатать. Есть также своя организация материала на жестком диске. Об этом я рассказываю тем, кого обучаю 🙂
Назови, пожалуйста, свой инструментарий: ПО (+ любимые плагины), оборудование. Может быть, есть любимый гаджет, без которого ты не можешь не то что работать, жить?
Все очень стандартно, Lightroom или Capture One, Photoshop, пользуюсь Bridge, иногда приходится заглядывать в Illustrator и InDesign.
Установкой плагинов страдаю редко. Пользуюсь удалением шумов от Nik , например. А зачастую сама создаю экшены, ускоряющие монотонную работу. Люблю разные кисти для эффектов и текстур, иногда создаю их. Сложно жить без графического планшета 🙂
До и после фоторетуши.
Ретушируешь фотографии в Instagram? А твои друзья не просят: «Таня, подправь мне талию на фото, плиииз?»
В Instagram делаю поправки на фото, снятых собственно на телефон. А то, что взято с компьютера, и так готово.
Слишком много секретов выспрашиваете в этом интервью 🙂 Талию, и не только поправляю часто. Главное, сделать это незаметно и максимально натурально. Чтобы человек посмотрел на фото, узнал себя и сказал: как же здорово я получился!
Расти и развиваться нужно всегда. В планах и процессе изучение видео постпродакшена.
Подошла к концу неделя моих самопровозглашенных выходных. Думаете я отдыхал? Ага, как же. Отдых фрилансера - это смена направления деятельности, сама же деятельность прекращается только во сне и то не факт.
Вместо того, чтобы валяться кверху пузом на диване и смотреть что-нибудь высокоинтеллектуальное на канале ТНТ, я смотрел уроки на ютубе, вспоминая самыми теплыми словами любимую школу за то, что вместо английского у нас был никому (даже преподу) нафиг не нужный французский. Еще читал статьи о ретуши, книжку о цвете и тестировал разные идеи. Словом, отдых просто супер.
Однако, сей пост не о том, какой я молодец.
Вот смотрю уроки таких людей как Natalia Taffarel, Krunoslav Stifter, Garth Williams, и думаю: «Блин, да как у вас такие картинки получаются, вы же ничего особенного не делаете?». Рассматриваю все мелочи работы, ничего не вижу такого, чего бы не знал, не умел и не делал. Тут я переключил внимание с ретуши просто на картинку и понял в чем дело, дело-то в ней, в картинке.
Не даром говорят, что уровень зарубежной коммерческой фотографии выше. Он не просто выше, он несоизмеримо выше. И дело не в крутых фотографах, офигенном свете, первоклассном мейке, топовых моделях и камере Phase One с цифрозадником на 80 мегапикселей. Это все очень приятные мелочи, но не более того.
Дело в том, что там есть связная командная работа, понятие, отечественной фотографии мало знакомое, а чаще не знакомое вообще. Начну немного издалека.
Что я вижу в 80% фотографий жанра бьюти и фэшн, которые отправляют на ретушь. Примерно следующее: фотограф придумал какой-то образ в общих чертах, позвал более-менее подходящую модель (хорошо, если не случайную), сказал ей взять что-нибудь красное из одежды, что-нибудь на ее вкус и какие-нибудь украшения. Позвал знакомого визажиста и пошел творческий процесс. Фотограф кое-как, общими словами объясняет визажисту что желает его сумрачный гений. Визажист понимает это как-то по-своему и в общих чертах, делает что-то напоминающее то, что было надо фотографу. Тот доволен, отправляет модель одеваться, вешает любимый серый фон, возиться со светом или камерой. Визажист тем временем уходит по своим делам, он свое дело сделал. Дальше модель с выражением лица «Дакогдажеужеэтокончитсякаквседосталохоч удомой» 2-3 часа усилено позирует, по ходу дела пару раз меняя гардероб.
Фотограф, охваченный творческим порывом, командует и судорожно нажимает кнопку.
«Ура! Вот он шедевр, сейчас отдохну, выберу фотки, отдам ретушеру и буду почивать на лаврах славы!» - думает счастливый фотограф.
И вот с десяток снимков со словами: «Я тут снял супер-крутые фотки, сделай как в вог, я в тебя верю и побыстрее, если можно, очень хочется посмотреть» попадают в руки ретушера. И тут начинается веселье.
И правда очень весело смотреть на фото с никак не сочетающимися потертым мейком, одеждой, аксессуарами, эмоцией, фоном и кривым светом, претендующее на звание шедевра. Какой уж тут шедевр, сделать бы вообще хоть что-то удобоваримое!
Как же так получилось? А получилось так потому, что никакой командной работы не было.
А теперь раскрою страшную тайну крутых фоток.
Пришла фотографу идея. Он взял бумажку, карандашик и начал зарисовывать и записывать свою идею: позу модели, свет, цвет, фон, мейк, прическу, черты лица, эмоцию. Сделал 5-10 набросков, понял, что это полная фигня и нарисовал по-другому, уже гораздо лучше. Получив таким нехитрым способом четкое представление о будущем образе, он связывается с подходящей моделью, визажистом, стилистом, парикмахером и, внезапно, с ретушером тоже. Вся дружная компания обсуждает идею, допиливает ее до блеска, в процессе этого каждый четко понимает, что именно от него требуется.
Когда все готово начинается съемка. В процессе которой, стилист, визажист и парикмахер не идут по делам насущным, а следят за съемочным процессом, поправляя всякие выбивающиеся волосы, осыпавшийся мейк, надувшееся пузырем платье и т. д. Фотограф же присоединяет камеру к компу делает пробный снимок и, посмотрев на фото в нормальном размере с помощью лайтрума или С1, понимает, что неплохо было бы уменьшить экспозицию на пол стопа, немного скорректировать свет и дополнительно подсветить волосы, а то они какие-то темные и плоские.
Один образ снимается долго и упорно, пока не будет получен именно тот кадр, который нужен.
Вот этот заветный идеальный кадр попадает к ретушеру, и что видит ретушер? Он видит первоклассный материал, в котором цвет фона, мейка, одежды и аксессуаров составляет цветовую гармонии или близок к ней, картинка объемная и красивая уже сразу, потому что свет был тщательно выставлен именно под эту позу модели. Светотеневой рисунок в таком случае не надо править, его надо только подчеркнуть и фотка в итоге будет выглядеть максимально натурально. Задача финальной цветокоррекции или color grading-а сводится к тому, чтобы довести уже заданную цветовую гармонию до совершенства, а не ломать голову над тем, что же тут вообще можно сделать.
Ретушер при таком подходе к работе не исправляет ворох косяков, тянущийся еще с этапа препродакшна, а делает только свою работу - доводит картинку до идеала, работая с тем, что под силу сделать только в графическом редакторе.
Вот так делаются шедевры. Подробный план, тщательная подготовка и четкое осознание своих задач всеми участниками процесса. А когда эта команда отработает вместе хотя бы лет 5, научится чувствовать друг друга, вот тогда они уже могут творить что-то спонтанно и получать работы не хуже, чем с планом, а то и лучше.
Потому у нас практически нет хороших фотографов и ретушеров, откуда им взяться-то при таком подходе к делу? Сначала наснимают что попало, а потом, веря в магию фотошопа, отправляют ретушеру, который пытаясь это хоть как-то спасти, получает картинку с исправленной светотенью (что видно почти всегда) и не гармоничным цветом. В итоге портфолио у всех оставляет желать лучшего.
А когда все это повторяется годами, то входит в привычку от которой сложно избавится, да и зачем и так же норм, правда?
Это главная беда.
Все работают вроде бы на один продукт, но каждый на своей волне и получается черт знает что. Фотография это тоже самое, что кино, только масштабы поменьше. Фотограф, чаще всего, выступает ну только в роли оператора, но и в роли режиссера, т. е. человека, имеющего видение конечного продукта, способного донести это видение до всех участников процесса и четко организовать сам процесс. Если режиссер не справляется, то будь все остальные хоть лучшими в мире специалистами в своих областях, результат все-равно будет оставлять желать лучшего.
Справедливости ради, замечу, что режиссером может быть кто угодно, даже человек, вообще не участвующий в рабочем процессе напрямую, например, заказчик. Поэтому не всегда виноват фотограф. Виноват режиссер.
Что должен знать режиссер.
Знать он должен много. Как происходит работа со светом и чего можно с помощью него добиться. Особенности наложения макияжа и его возможности (весьма и весьма большие, стоит заметить). Позирование и эмоции. Технические особенности проведения сложных съемок (когда картинка складывается из нескольких кадров). Как происходит постобработка, каковы ее возможности и ограничения. Теория цвета и композиции.
Теперь обо всем немного подробнее.
1) Свет. Мягкий, жесткий, импульсный, постоянный. Светофильтры, различные насадки и т. д. Для разных задач, нужен разный свет и 3 софтбокса не панацея.
2) Мейк. Надо ли говорить, что профессиональный макияж способен поменять человека до неузнаваемости? Это мощнейший инструмент создания образа.
3) Позирование. Это вопрос невербальной коммуникации. Поза, жесты и мимика передают гораздо больше информации, чем речь. Это воспринимается на подсознательном уровне, поэтому надо понимать что вы пытаетесь сказать требуя от модели определенной позы и эмоции.
4) Особенности сложных съемок. Режиссер должен знать, как делаются качественные, дорогие рекламные изображения. А делаются они не одним кадром. Все ключевые элементы снимаются отдельно и собираются в картинку на постпродакшне. Как их снять так, чтобы ретушер не сломал себе голову и руки в процессе сборки и не запросил непомерную сумму за работу, надо знать.
5) Постпродакшн. Очень многие вещи гораздо легче сделать заранее, например, погладить одежду (!!!). Сложно взять из дома утюг и привести одежду в порядок пока накладывается мейк? Надо потратить 10-15 минут. В фотошопе на это уйдет 2 часа и результат будет далек от идеала.
Светотеневой рисунок должен полностью формироваться на съемке. Только так и никак иначе. Скорректировать его так, чтобы было не заметно очень непростая задача и задача это больше для художника, чем для ретушера. Мелкие правки, типа сделать скулу более ровной, подровнять нос, подчеркнуть грудь и т. д. - пожалуйста. Но когда на фото почти нет естественных объемов из-за кривого света, это не та задача, которую надо решать на этапе обработки.
Волосы. Ретушь волос задачка еще та, особенно когда их состояние мало похоже на прическу. Расческу изобрели уже давно, причешите модель, 2 минуты сэкономят час постобработки.
Смотрите за фоном, какую-нибудь табуретку проще взять и убрать из кадра, чем закрашивать потом штампом на 50 кадрах каталожки.
6) Теория цвета и композиция. Расположение объектов в кадре - один из главнейших факторов его привлекательности. Правильно выстроенная композиция концентрирует внимания зрителя на ключевых элементах фотографии так, как не способно ничто другое. Цвет это тоже элемент композиции о котором часто забывают при ее построении. Грамотное использование цветовых гармоний и правил контраста делает изображение целостным, гармоничным и приятным для восприятия. Зритель неосознанно остановит на нем свое внимание только по тому, что оно гармонично. Основу для гармонии надо строить заранее, а не оставлять все на последок, надеясь на грамотность ретушера в этом вопросе. К слову, хороших колористов очень и очень мало, а колористка в фотографии, на мой взгляд, сложнее чем в кино и живописи. В кино используются очень простые сочетания, потому что для динамической картинки сложные не подходят ибо рассеивают внимание и утомляют зрителя, а в живописи художник волен делать что угодно и придавать объектам любые цвета. В фотографии же мы имеем замороженную реальность и если покрасить ее в 2 цвета или придать объектам какие-то нереальные цвета, то в первом случае это будет выглядеть серо и скучно, а во втором дико.
Обо всем этом я могу написать еще раз в 5 больше, но читать сей опус мало кто станет. Поэтому, дорогие режиссеры фотосъемок, раз уж вы беретесь за это нелегкое дело и стремитесь к совершенной картинке, будьте добры хотя бы попытаться разобраться во всех этих вопросах и хорошо организовать весь процесс. Спрашивайте у других участников процесса, как по их мнению можно было бы сделать картинку лучше, постоянно просматривайте собственные работы разбирая все мельчайшие ошибки и недоработки, просите критики у тех, кто лучше вас на голову. Иначе прогресса не будет.
Ошибки - это учитель. Признавайте их, осознавайте и запоминайте, чтобы не совершать впредь.