В случае задержки доставки груза. Транспортная компания просрочила сроки доставки и из-за этого я несу убытки

Большое количество людей предпочитают заказывать товар через интернет и при помощи различных сайтов и сервисов. Многие магазины предлагают клиентам доставить товар из другого отделения, который может располагаться на другом конце России. А для производителей товаров, промышленных грузов — поставка товара для продажи в другой город, регион дает возможность увеличить продажи, завоевать свою долю рынка.

Как и для обычного гражданина, так и компании, которая ждет заказаны товар, может возникнуть проблема, связанная с просрочкой доставки товара. В случае с физлицом и магазином ситуация может решиться «полюбовно», но если речь идет о больших поставках, то иногда потребуется .

Что считается просрочкой доставки

Процесс купли-продажи любого товара сопровождается договором, который подписывается двумя сторонами - покупателем и продавцом. В нем четко прописаны их права и обязанности, стоимость покупки и сроки её доставки. На основании этого документа и происходят все взаимодействия сторон. Если условия договора нарушаются, то покупатель вправе обратится к продавцу с претензией.

Нарушение сроков доставки - это основная причина, по которой потребитель пытается призвать к ответу продавца. Любое отклонение в большую сторону от того срока, который заявлен в договоре, считается нарушением письменной договоренности. Решение спора возможно как «полюбовно», так и через суд. В каждом из вариантов потребитель вправе требовать выплату пени за просрочку доставки товара.

Порядок подтверждения просрочки доставки

Если покупатель стал жертвой нарушения договора, подписанного между ним и продавцом, то для начала ему необходимо связать с магазином или индивидуальным предпринимателем. Необходимо установить причину, по которой сроки доставки были сорваны. Далее покупатель должен сообщить продавцу свои требования. В данном случае покупателю предоставляется всего два выхода из сложившейся ситуации:

  1. Отказаться от товара и потребовать сумму, уплаченную в качестве залога, обратно. Как правило, заказать товар можно только после полной или частичной оплаты.
  2. Согласиться сместить сроки доставки, потребовав от продавца заплатить неустойку за просрочку доставки товара.

О принятом решении лучше сообщить продавцу в письменной форме, изложив свои требования в претензии. Она составляется в двух экземплярах. Одни остается в магазине, а на втором администрация должна оставить свою резолюцию и предать его покупателю.

Обращение в десятидневный срок рассматривается дирекцией магазина и принимается решение об удовлетворении требований заявителя, или же об отказе. С подписанной бумагой клиент имеет право обратиться в суд.

Ответственность за несвоевременную доставку груза

Все права и обязанности сторон должны быть прописаны в договоре купли-продажи. Там же указываются сроки, в которые потребитель получит свой заказ. Несоблюдение этого временного периода грозит продавцу серьезными проблемами. Покупатель вправе потребовать вернут залог и отказаться от товара, или потребовать заплатить ему неустойку за несоблюдение условий договора.

В случае со взаимодействием юрлиц и поставки продуктов питания или другого скоропортящегося груза, сторона-получатель может требовать замены товара, выплаты компенсации с учетом потерянных ею выгод, убытка из-за задержки. Более четко условия прописываются в каждом отдельном договоре.

Получение компенсации за несвоевременную доставку товаров

Если заказ не был доставлен вовремя, покупатель имеет право получить за это денежную компенсацию. Этот пункт должен быть включен в договоре. Там должен отражаться размер компенсации, положенной покупателю за долгосрочное ожидание своей покупки.

За нарушения сроков доставки, указанных в документах, покупатель вправе потребовать неустойку. Её размер устанавливается в 0,5% и рассчитывается от суммы, уплаченной в качестве залога, за каждый день ожидания своего заказа сверх указанного в договоре времени.

Важно: сумма компенсации не может превышать размера, заплаченного заказчиком в качестве предоплаты.

Заказчик может освободить тебя от выплаты покупателю неустойки, если сможет в судебном порядке доказать, что задержка доставки произошла в результате непреодолимой силы или исключительно по вине самого заказчика. Для подтверждения своих слов продавцу придется представить документальные доказательства или представить показания свидетелей.

Как уже отмечалось, ГК РФ содержит общее указание о сроках доставки, между тем, ответственность перевозчика за нарушение указанной обязанности непосредственно в ГК РФ не предусмотрена. Такая ответственность установлена транспортными уставами и кодексами, то есть в специальном законодательстве. И здесь оговоримся, что такие нормы специального законодательства могут применяться только через призму общих положений ГК РФ об ответственности.

Обратимся к транспортному законодательству.

Так, согласно ст. 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. При этом перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка (абз.2 ст.97 УЖТ РФ)

Здесь же заметим, что в силу ст.ст.29, 116, 117 УЖТ Перевозчик может освобождаться от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что она произошла по обстоятельствам, указанным в ч.1 ст.29 УЖТ, а именно, когда вследствии непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктуры, перевозка грузов временно прекращена либо ограничена. Срок действия временного прекращения (ограничения) перевозки устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В этой ситуации срок доставки груза должен продлеваться на время действия прекращения (ограничения) перевозки.

Никакие иные обстоятельства не освобождают перевозчика от имущественной ответственности за просрочку доставки грузов.

Рассмотрим, какие виды ответственности предусмотрены иными законодательными актами.

В соответствии со ст.120 ВК РФ за просрочку доставки … груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Согласно ст. 116 КВВТ за несоблюдение сроков доставки груза или буксируемого объекта перевозчик или буксировщик уплачивают по требованию грузополучателя или получателя буксируемого объекта пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если они не докажут, что несоблюдение сроков доставки груза или буксируемого объекта произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик или буксировщик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

На автомобильном транспорте применяется ответственность за нарушение срока доставки груза, установленного лишь применительно к междугородным перевозкам грузов.

Согласно ст. 137 УАТ за просрочку в доставке груза при междугородных перевозках грузов автотранспортные организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 12% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине. Общая сумма штрафа за просрочку в доставке груза, перевозимого автомобильным транспортом, не может превышать 90% провозной платы (в ред. Постановления Совмина РСФСР от 18.11.88 N 474).

Согласимся с В.В. Витрянским констатирующим, что в современных условиях отсутствие в законодательстве мер ответственности автоперевозчика за просрочку доставки грузов при городских и пригородных перевозках представляется недоразумением. Ведь недоставленный грузополучателю груз может считаться утраченным не ранее чем по истечении 10 дней со дня приема груза (ст. 139 УАТ). Следовательно, просрочка в доставке груза при городской или природной автоперевозке продолжительностью до 10 дней в понимании создателей Устава автомобильного транспорта РСФСР вообще не считалась нарушением, влекущим ответственность перевозчика. Налицо явный пробел закона, который сегодня может компенсироваться лишь путем включения условий об ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза, перевозимого в городском или пригородном сообщении, в конкретные соглашения, заключаемые перевозчиками с грузоотправителями или грузополучателями.

Заметим, что УАТ не просто устарел, но и действует в настоящее время со множеством изменений, многие из которых не учитываются на практике, поскольку сам документ является крайне архаичным.

В заключение комплексного анализа норм действующего транспортного законодательства обратимся к «морскому» законодательству. КТМ РФ не закрепляет конкретные меры ответственности (например, в виде законной неустойки) за нарушение условий договора морской перевозки груза о сроке его доставки. Такая ответственность может быть установлена соглашением сторон. При этом, если иное не будет установлено соглашением сторон, ответственность перевозчика за просрочку доставки принятого для перевозки груза не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 и 5 ст. 170 КТМ РФ), общая сумма, подлежащая возмещению перевозчиком, не может превышать предел ответственности, который был бы установлен за полную утрату груза, в отношении которого возникла такая ответственность (п.3 ст.170 КТМ РФ).

Итак, различные транспортные законодательные акты закрепляют, что за просрочку доставки груза (порожних перевозочных средств, не принадлежащих перевозчику) перевозчик несет имущественную ответственность в виде пени (штрафа).

В юридической литературе принято считать, что штраф за превышение сроков доставки имеет характер исключительной неустойки . Среди современных исследователей, выделяется мнение о том, что установленная за просрочку доставки неустойка не является исключительной, поскольку она не освобождает железную дорогу от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст. 796 ГК РФ (Ответственность перевозчика за порчу груза) .

Вышерассмотренная точка зрения вызвала справедливую, на наш взгляд, критику В.В. Витрянского, который отметил, что нельзя смешивать два различных нарушения разных условий договора перевозки грузов: несоблюдение установленного срока доставки груза и необеспечение сохранности перевозимого груза .

Тем не менее, с точки зрения действующего законодательства, неустойка за просрочку доставки не может считаться исключительной. По общему правилу неустойка имеет зачетный характер; исключительные, а также штрафные неустойки могут быть установлены законом или договором (ст. 394 ГК РФ). Так, ни ГК РФ, ни УЖТ РФ, а равно КТМ РФ, КВВТ РФ - не исключают права сторон перевозки на возмещение ущерба в части, не покрытой неустойкой. Указанные акты не устанавливает исключительный характер неустойки за просрочку доставки. Более того, абз. 2 ст. 97 УЖТ РФ устанавливает право регрессного требования последнего перевозчика к перевозчику, который фактически допустил просрочку, о возмещении убытков. Такая формула не очень совместима с исключительным характером неустойки за превышение сроков доставки грузов железнодорожным и иным транспортом.

Установление ответственности в форме штрафа вызывает сомнения. Как указывал В.Т. Смирнов, штрафные санкции сами по себе не могут решить задачу, на которую рассчитан механизм договорной ответственности. По мысли автора, перевозчик должен отвечать в размере понесенного клиентурой положительного ущерба . Решение проблемы должно быть связано с установлением права грузохозяина на возмещение ущерба в части, не покрытой неустойкой, установленной ст. 100, 101 УЖТ РФ.

Представляется, что решение вопросов ответственности в тексте договора – лучшее решение для сторон. В частности указание на то, что перевозчик несет ответственность в виде возмещения ущерба в части, не покрытой неустойкой.

Учитывая то, что вышерассмотренные положения носят дискуссионный характер, считаем, что высшие судебные инстанции страны должны принять соответствующие разъяснения.

Остановимся на некоторых особенностях взыскания неустойки.

Согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

По одному из дел суд принял решение об уменьшении неустойки, связав свое решение со следующими критериями :

«Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и другие обстоятельства.

Удовлетворяя ходатайство ответчика о снижении размера неустойки, арбитражный суд исходил из того, что груз был доставлен на станцию назначения раньше срока, задержка в выдаче груза вызвана утратой перевозочных документов и перевозчик принимал все возможные меры для восстановления утраченных документов.

Кроме того, суд принял во внимание, что истец не является грузоотправителем, а лишь получателем груза, который впоследствии отправляется на экспорт. Также не является он и фрахтователем судов, в силу чего не может нести ответственность за причинение убытков перед контрагентами. Не понес порт и убытков, вызванных простоем вагонов, поскольку плата за пользование вагонами во время ожидания восстановления документов, не начислялась».

Если при рассмотрении дела о взыскании с перевозчика неустойки за просрочку доставки грузов установлено, что начисленная неустойка не превышает согласованной сторонами платы за перевозку грузов, а доказательств того, что сумма заявленных ко взысканию пеней явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, в материалы дела не представлено, суд не вправе снизить размер неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ.

Подводя итог вышесказанному подчеркнем еще раз, что транспортными уставами и кодексами установлена обязанность перевозчика уплатить штраф за нарушение установленных сроков доставки груза. Размер штрафа на каждом виде транспорта установлен соответствующими транспортными уставами и кодексами.

Уплата штрафа за просрочку доставки груза не освобождает перевозчика от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст. 796 ГК РФ только в случае если в результате просрочки в доставке груз пришел в негодность, перевозчик обязан уплатить управомоченному лицу штраф за нарушение сроков доставки и сумму, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - его стоимость.


Баукин В.Г. Ответственность за нарушение обязательства железнодорожной перевозки грузов // Транспортное право. – 2004. - №4.

Ответственность за просрочку доставки груза. В соответствии со ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Однако ответственность перевозчика за нарушение указанной обязанности непосредственно в ГК не предусмотрена. Такая ответственность установлена транспортными уставами и кодексами.

Так, согласно ст. 111 ТУЖД (ст. 97 УЖТ РФ) за просрочку доставки груза, а также вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, железная дорога назначения либо в прямом смешанном назначении сторона, по вине которой допущена просрочка в доставке груза, уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ст. 35 ТУЖД (ст. 29 УЖТ РФ) обстоятельств (т.е. по причине задержки железной дорогой подачи транспортных средств в связи с невнесением грузоотправителем провозной платы и иных платежей за предыдущие перевозки), устранения угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств или иных, не зависящих от железной дороги обстоятельств.

Что касается устранения угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств, то это обстоятельство служит основанием освобождения перевозчика от ответственности за просрочку в доставке груза во всех случаях независимо от причин неисправности локомотива, вагонов или контейнеров, которая, стало быть, может иметь место и по причинам, связанным с действиями самой железной дороги. Следовательно, и данное обстоятельство никак не связано с категорией вины.

Нормы об освобождении железной дороги от ответственности за нарушение установленного срока доставки груза корреспондируют п. 3 ст. 401 ГК, поскольку предусматривают дополнительные (к обстоятельствам, связанным с действием непреодолимой силы) основания, освобождающие должника от ответственности за нарушение обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.

За просрочку доставки груза, перевозимого по договору воздушной перевозки груза, перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, однако размер указанного штрафа может составить не более 50% провозной платы. Перевозчик освобождается от ответственности, если сумеет доказать, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК).

На внутреннем водном транспорте действует норма, согласно которой за просрочку доставки груза или буксируемого объекта перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов или буксировку объектов за каждые сутки просрочки, но всего не более 50% провозной платы, если он не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 116 КВВТ).

Нетрудно заметить, что в части вида неустойки (пени) и ее размера (девять процентов платы за перевозку груза) соответствующие положения КВВТ "позаимствованы" у ТУЖД, а вот при формулировании верхнего предела ответственности перевозчика (50% провозной платы) использовано соответствующее положение ВК.

Вместе с тем следует отдать должное разработчикам КВВТ в том, что к вопросу об основаниях освобождения перевозчика от ответственности за просрочку в доставке груза они подошли вполне самостоятельно. При формулировании положений об основаниях, освобождающих перевозчика от ответственности за несоблюдение установленного срока доставки, в КВВТ (ст. 118) был включен универсальный перечень конкретных обстоятельств, признаваемых основаниями освобождения перевозчика от ответственности сразу за несколько видов нарушений различных условий договора перевозки, включая и просрочку в доставке перевозимого груза. В этот перечень вошли следующие обстоятельства: непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (наводнение или прекращение проходов судов под мостами вследствие высоких горизонтов воды, землетрясения, смерчи, тайфуны, штормы, пожары и т.п.); спасание жизней людей либо имущества на воде; военные действия; прекращение или ограничение движения судов.

На автомобильном транспорте применяется ответственность за нарушение срока доставки груза, установленного лишь применительно к междугородным перевозкам грузов. Согласно ст. 137 УАТ за просрочку в доставке груза при междугородных перевозках грузов автотранспортные организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 15% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине. Общая сумма штрафа за просрочку в доставке груза, перевозимого автомобильным транспортом, не может превышать 90% провозной платы.

КТМ не определяет конкретные меры ответственности (например, в виде законной неустойки) за нарушение условия договора морской перевозки груза о сроке его доставки. Такая ответственность может быть установлена соглашением сторон. При этом, если иное не будет установлено соглашением сторон, ответственность перевозчика за просрочку доставки принятого для перевозки груза не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 и 5 ст. 170 КТМ).

Что касается условий и порядка применения такой ответственности, а также оснований освобождения перевозчика от ее применения, то они являются общими как для ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза, так и ответственности за несохранность перевозимого груза.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Согласно ст. 95 УЖТ «Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, в частности вследствие:

  • причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);
  • особых естественных свойств перевозимого груза, грузобагажа;
  • недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;
  • сдачи для груза, грузобагажа, влажность которых превышает установленную норму «.

Однако для освобождения от ответственности железнодорожному перевозчику недостаточно просто сослаться на одно из названных обстоятельств: он должен доказать, что именно вследствие одного из них (либо других обстоятельств, которые не могли быть предотвращены перевозчиком и устранение которых от него не зависело) возникла невозможность обеспечения сохранности груза при его перевозке.

Согласно п. 1 ст. 118 ВК РФ перевозчик несет за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Пункт 1 ст. 166 КТМ по рассматриваемому поводу гласит следующее: «Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;
  • любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;
  • пожара, возникшего не по вине перевозчика;
  • действий или распоряжений властей (задержания, ареста, карантина и других);
  • военных действий и народных волнений;
  • действия или бездействия отправителя или получателя;
  • скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;
  • незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;
  • недостаточности или неясности марок;
  • забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;
  • иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его или агентов».

При этом перевозчик должен доказать не только наличие одного из названных обстоятельств, но и то, что именно вследствие их наступления возникла невозможность обеспечения сохранности перевозимого груза.

Особым основанием освобождения морского перевозчика от ответственности за несохранность груза (кроме груза, перевозимого в каботаже, т.е. при внутреннем судоходстве) является навигационная ошибка (ст. 167 КТМ): перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что его утрата, повреждение или просрочка в доставке произошли вследствие действия или бездействия в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна или лоцмана. Эта ошибка противопоставляется коммерческой ошибке (упущениям при приемке, погрузке, укладке, перевозке и хранении груза), за которую перевозчик несет имущественную ответственность.

Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам (п. 5 ст. 34 УАТГНЭТ).

В соответствии со ст. 118 УЖТ перевозчик освобождается от за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случаях, если:

  1. груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо в исправном подвижном составе без перегрузки в пути следования, а также при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;
  2. недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;
  3. перевозка груза осуществлялась в сопровождении грузоотправителя или грузополучателя;
  4. недостача груза не превышает норму естественной убыли и погрешность измерений массы нетто;
  5. утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной.

В этих случаях перевозчик несет имущественную ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика. Аналогичные правила содержатся и в ст. 168 КТМ, и в п. 2 ст. 118 КВВТ.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

  • в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
  • в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую снизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
  • в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной , а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

За просрочку доставки груза (а также вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими), железнодорожный перевозчик, по вине которого допущена просрочка, уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза (ст. 97 УЖТ). Освободиться от этой ответственности перевозчик может, доказав, что просрочка произошла в связи с невнесением грузоотправителем провозной платы и иных платежей за предыдущие перевозки, устранением угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.

За просрочку доставки груза по договору воздушной перевозки перевозчик также оплачивает штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем половину провозной платы. Он освобождается от ответственности, доказав, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК).

На внутреннем водном транспорте за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не более половины провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 116 КВВТ).

Перевозчик оплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен был быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки (п. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

Ответственность перевозчика за груз: Видео

Комментарий:

1. Общее правило доставки груза определяет обязанность перевозчика доставлять груз в пункт назначения в срок, предусмотренный транспортными кодексами, уставами или правилами, а если таковые не установлены, то стороны вправе установить этот срок в договоре.

Сроки доставки грузов зависят от особенностей работы того или иного видов транспорта.

На железнодорожном транспорте в соответствии со ст. 41, 116 Устава железных дорог Украины и Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом Минтранса Украины от 21.11.2000 г. N 644, срок доставки груза определяется исходя из расстояния, по которому рассчитывается провозная плата. Если Укрзализныцей устанавливаются временные отклонения от путей следования грузов, по которым определяется провозная плата, срок доставки грузов, прошедших по отклоненным направлению, исчисляется исходя из расстояния с учетом этого отклонения. Исчисление срока доставки начинается с 24-х часов дня принятия груза к перевозке, указанной в перевозочных документах календарным штемпелем станции отправления. В случае принятия от грузоотправителя к перевозке ранее дня, на который назначено загрузки, срок доставки исчисляется с 24-х часов в день, на который назначено загрузки, о чем в накладной делается соответствующая отметка. В случае задержки груза в процессе перевозки срок доставки увеличивается на время: выполнения таможенных и других административных правил; временного перерыва в перевозке, произошедшего не по вине железной дороги, необходим для ветеринарного осмотра и поения животных; выгрузки излишка массы, исправление погрузки или упаковки, а также на перегрузку, по вине отправителя других задержек, происшедших по вине отправителя или получателя. О причинах задержки груза, которые дают право железной увеличение срока доставки, и о продолжительности этой задержки делается отметка в перевозочных документах, которая заверяется подписью работника станции и календарным штемпелем. Груз считается доставленным вовремя, если на станции назначения он выгружен средствами дороги, о чем сообщено получателю, или если вагон (контейнер) с грузом подан под выгрузку средствами получателя до истечения установленного срока доставки. При задержке подачи вагонов (контейнеров) под выгрузку из-за занятости грузового фронта или по другим причинам, зависящим от получателей, груз считается доставленным вовремя, если он прибыл на станцию??назначения до истечения установленного срока доставки.

Устав автомобильного транспорта обязывает автотранспортные предприятия и организации перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, а в регулярном междугородном сообщении - по кратчайшему маршруту, открытому для регулярных перевозок грузов в междугородном сообщении, за исключением случаев, когда за дорожными условиями более рациональным является перевозка с увеличением пробега. Автотранспортное предприятие или организация обязаны в случае принятия заказа сообщить грузоотправителя об увеличении расстояния перевозки. В этом случае провозная плата взимается за фактическое расстояние перевозки. Автотранспортные предприятия и организации несут установленную законом ответственность за правильность указанных ими в товарно-транспортных документах расстояния перевозок и тарифного класса груза (п. 70).

2. Просрочка доставки груза свидетельствует о ненадлежащем выполнении перевозчиком своих обязательств по договору перевозки груза, а потому является основанием для хозяйственно-правовой ответственности перевозчика.

В транспортных кодексах, уставах и правилах перевозки приводится перечень оснований, освобождающих перевозчика от ответственности.

Так, например, воздушный перевозчик не несет ответственность за просрочку в доставке груза, если докажет, что им были приняты все необходимые меры для предотвращения просрочке или если такие меры невозможно было принять. Воздушный перевозчик освобождается от ответственности, если просрочка произошла вследствие неблагоприятных метеорологических условий (ст. 94 Воздушного кодекса Украины).

Автоперевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки груза по основаниям, определенным в п. 189 Устава внутреннего водного транспорта.

3. За просрочку в доставке груза перевозчику применяются штрафные санкции. Размеры штрафа устанавливаются транспортными кодексами, уставами и другими нормативно-правовыми актами, например:

а) согласно п. 116 Устава железных дорог Украины за несвоевременную доставку грузов и порожних вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам - субъектам предпринимательской деятельности или арендованных ими, железная дорога уплачивает получателю в размере:

10 процентов провозной платы - за просрочку на двое суток;

20 процентов провозной платы - за просрочку на три дня;

30 процентов провозной платы - за просрочку на четыре и более суток;

б) в соответствии с п. 188 Устава внутреннего водного транспорта за просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает грузополучателю штраф в размере:

10% провозной платы за просрочку до 1/10 срока;

20% провозной платы за просрочку до 2/10 срока;

30% провозной платы за просрочку до 3/10 срока;

40% провозной платы за просрочку до 4/10 срока;

50% провозной платы за просроченном более 4/10 сроку.

4. Просрочка доставки груза при его перевозке может быть причиной его утраты, недостачи или повреждения. В этом случае наряду с уплатой штрафных санкций за просрочку в доставке груза перевозчик обязан возместить убытки, возникшие вследствие утраты, недостачи или повреждения груза во время просрочки в доставке.

Таким образом, законодатель предусматривает возмещение убытков сверх размера штрафных санкций, применяемой к перевозчику.