Вот вы уже выросли, но наверняка помните тот детский восторг, когда родители доставали коробку с елочными игрушками, как вы разматывали запутавшиеся провода новогодней гирлянды, как искали перегоревшую лампочку в ней... А запах свежей ели или сосны! Ведь елка обязательно должна быть настоящей, никаких искусственных поделок! Это маленькое детское чудо, быть причастным к созданию праздника - украшению новогодней елки! В Советском Союзе было всего несколько фабрик елочных игрушек, одна из них - в поселке Клавдиево Киевской области.
Но самое интересное, что спустя двадцать лет после распада СССР процесс производства елочных игрушек остается все таким же ручным и винтажным! Вручную разогревают стекло, выдувают шары, раскрашивают их. Абсолютно удивительный флешбек - на других предприятиях компьютеры-конвееры-стерильная чистота, а здесь очень уютный совок. В позитивном понимании этого термина!
Фабрика основана в 1949 году, пережила кризис 90-х, но все же восстановила свое функционирование и работает до сих пор, постепенно наращивая объемы производства, стремясь достичь советских показателей.
На самой территории, несмотря на довольно ветхое состояние, все очень ярко и живо, ведь ежедневно сюда приезжают огромное количество детей:
Печки работают на настоящих дровах?! Винтаж и естественность даже в этом
Перейдем к самому производству елочных игрушек, первый этап - это стеклодувный цех:
Исходный материал - это 50см стеклянные трубки, которые производятся в Беларуси.
Трубку разогревают при температуре выше 1 000 градусов, из одной трубки получается до 20 шариков или 5-10 «сосулек» или верхушек на елку.
А затем вручную выдувают шары различного диаметра, максимальный размер - 150мм. Легкие работников этого цеха выдувают строго дозированный объем воздуха, погрешность не более 5% при кол-ве шаров за смену - 150-200! На выходе получаем прозрачный стеклянный шарик, которому нужно еще 5 минут, чтобы остыть.
Следующий этап - серебрение . Вот это как раз самый зрелищный и интересный момент. Все очень просто с точки зрения химии, но очень эффектно воочию. Дети в восторге, экскурсионные группы сменяются каждые 5-7 минут, людей оооочень много!
Вначале в каждую заготовку шарика впрыскивают раствор, состоящий из оксида серебра, аммиака и дистиллированной воды:
Затем окунают в горячую воду (50 градусов) на несколько секунд и встряхивают раствор внутри шарика, внутри шарика происходит т.н. «реакция серебрянного зеркала», когда серебро осаждается на стенках.
Вот здесь еще шарик прозрачный:
А спустя секунду уже серебряный:
Затем шары красят в один фоновый цвет и сушат:
На последнем этапе происходит художественно оформление игрушек. Здесь почему-то нельзя снимать, но на деле это никто не контролирует:
Высокие технологии производства здесь не используются, поэтому «голубого экрана смерти» вполне достаточно:
Вот такая «золотая» крошка наносится на игрушку, предварительно обработанную клеем:
Шарик может выдуть каждый, а вы попробуйте выдуть паровозик?! Для этого у работников фабрики есть 3D-принтеры 3D-легкие - 100 500 поддувов под определенным углом и интенсивностью потока - и паровозик готов!
Каждый работник цеха по художественному оформлению за одну смену делает от 3-4 до 50 игрушек в зависимости от сложности.
Вот таких вот шариков за смену производится 4-6:
Популярное развлечение больших компаний - это игрушки с нанесением логотипа:
Ну и последний зал, где срезают «шейки» и одевают застежки, а затем и упаковывают шарики. Станок, который производит обрезку, оборудован алмазным кругом:
Сколько это стоит? Стоимость шариков в магазине - от 15гр (2$) c термопечатью до 15-30$ за шарики ручной работы:
Завод работает обычно начиная с весны и до января в зависимости от заказов, здесь всегда рады гостям.
Столетние чемоданы со старинными новогодними украшениями - это сокровище для детей и взрослых. Формовая елочная игрушка, передаваемая из поколения в поколение, создает особое волшебство в канун Нового года.
Фабрики, выпускающие эксклюзивные игрушки около века назад, работают и до сих пор. Стеклодувы и художники воссоздают по эскизам стеклянные елочные украшения вручную. Уникальная ценность каждой формовой елочной игрушки в неповторимом силуэте и индивидуальной росписи.
На сайте в данном разделе предоставлен выбор новогодних игрушек из стекла двух производителей.
|
Индивидуально упакованные формовые елочные игрушки станут оригинальным сувениром для человека, который неравнодушен к вещам с налетом старины. Маленькие аккуратные елочные украшения идеально подойдут для декорирования новогодней елки в винтажном стиле.
На красноярской фабрике елочных игрушек «Бирюсинка» начинается горячая пора — приближается Новый год, а соответственно, растет спрос на продукцию фабрики. На «Бирюсинке» игрушки делают практически вручную — выдувают, обжигают, расписывают. Качеством украшений фабрики, основанной в 1942 году, довольны и в Кремле — вот уже много лет главную елку страны украшают именно бирюсинские игрушки.
Фабрика «Бирюсинка» появилась в Красноярске в 1942 году. В настоящее время - это одно из ведущих предприятий в отрасли, на котором выпускают мягко-набивные игрушки, карнавальные костюмы для детей и взрослых, игрушки из поливинилхлоридного пластизоля, стеклянные елочные украшения и игрушку-упаковку для новогодних подарков.
Фабрика была создана на базе Промкомбината Сталинского района в 1942 году и первоначально называлась «Детская игрушка», затем «Сибирская игрушка». В 1989 году фабрика стала Закрытым акционерным обществом «Красноярская фирма Бирюсинка». За Уралом это единственная фабрика ёлочных игрушек.
Но давайте отвлечемся от истории и посмотрим, как же делают стеклянные новогодние русские игрушки.
Стеклянные елочные игрушки на фабрике делаются вручную. Это очень трудоемкая и тяжелая работа, но в то же время необычайно увлекательная. Даже в создание простенького новогоднего шарика или фигурки нужно вложить много сил. Но обо всем по порядку.
Первый цех фабрики — горячий цех. Здесь в шуме и жаре трудятся женщины-стеклодувы, выдувающие с помощью горелки и своего рта из стеклянных трубок заготовки игрушек. В результате работы стеклодувов получаются прозрачные елочные фигурки, которые смешно называются - гольё. Рабочий день стеклодува - 8 часов. За это время каждая работница должна изготовить 200—250 заготовок в зависимости от формы будущей игрушки. Работницы-стеклодувы получают немного - 10-15 тысяч рублей в месяц. Но это в последние месяцы перед Новым годом. В остальное время заказов совсем немного.
Сложность работы стеклодува заключается в точности изготовления: диаметр шара, например, должен быть соблюден с точностью до 1—2 миллиметров. Если получилось чуть криво, шарик выбрасывают. Чтобы стать хорошим стеклодувом, надо обучаться в течение шести месяцев и не менее 2-х лет отработать на производстве.
Из горячего цеха заготовки поступают в цех металлизации. Металлизация - это единственный автоматизированный процесс на всем производстве. В этом цеху стеклянные шарики помещаются в большие резервуары. Рядом с ними развешиваются алюминиевые проволоки. В резервуарах создается вакуум и под воздействием высокой температуры алюминий тонкой пленкой оседает на поверхности стеклянных шариков. Процесс занимает около минуты. Стеклянные формы приобретают зеркальный блеск. Игрушки, покрытые слоем алюминия, попадают в цех покраски. Здесь каждую игрушку сотрудница окунает в бак с краской.
После ванн с краской игрушки кладут сохнуть.
После того, как игрушки подсохнут их собирают в ящики и отправляют в отдел раскраски.
В цехе раскраски художники разукрашивают игрушки. Вручную. В качестве орудий они используют кисточки, которые макают в краску.
Порой на шарик может уходить несколько часов, а то и целый день, в зависимости от сложности рисунка. Мастеров крайне не хватает. Такому ремеслу научиться непросто.
На столах художников можно встретить гуашь, акриловые краски, мелкие бусинки, серебряную и золотистую пудру.
Готовые, разукрашенные игрушки упаковываются и отправляются на склады, а затем в магазины, где их приобретают российские и иностранные покупатели.
2. В этом цехе делают игрушки из поливинилхлоридного пластизоля.
3. Раствор находится в таких вот резервуарах.
4. Из него изготавливаются части будущих игрушек. Потом части расставляются для сушки.
5. Легендарные весы "Тюмень". Вообще обстановка тут весьма совковая.
6. Затем готовые части раскрашиваются вручную специальной краской.
8. Части тел будущих кукол раскладываются отдельно друг от друга, а затем уже другой человек собирает все вместе и упаковывает.
9. Экскурсовод рассказывает о том, что когда-то на фабрике трудилось около тысячи человек, а сейчас осталось менее ста. Все из-за того, что на игрушки нет спроса. Рынок занял дешевый китайский ширпотреб.
10. А здесь готовится ткань уже для мягких игрушек.
11. Из этой же ткани делаются карнавальные костюмы.
12. Цех мягко-набивной игрушки.
13. Здесь делают даже вот таких больших львов.
16. Оказывается, до сих пор существует такая профессия - стеклодув. Никакой автоматизации - все вручную. Кроме этой фабрики вакансий стеклодувов нет ни в Красноярске, ни в одном дугом ближайшем городе. Получают они немного - 10-15 тысяч рублей. Но это в последние месяцы перед Новым годом. В остальное время заказов совсем немного.
17. За смену стеклодувы успевают сделать около 250 игрушек.
18. Горелки работают на керосине, температура больше тысячи градусов. Работает это все далеко не бесшумно.
19. Для того, чтобы выдуть шарик требуется около 7 секунд. Если работник не успевает, то получается брак - стекло быстро становится твердым.
20. Несмотря на профессионализм, брак случается все-таки нередко.
22. Работают здесь кстати почему-то только женщины.
25. Застывшие изделия складываются вот в такие ящики.
26. Эти ящики переносятся в цех металлизации елочных украшений.
27. Стеклянные шарики помещаются в большие резервуары.
28. Рядом с ними развешиваются алюминиевые проволоки. В резервуарах создается вакуум и под воздействием высокой температуры алюминий тонкой пленкой оседает на поверхности стеклянных шариков.
29. Процесс занимает около минуты.
32. На некоторые игрушки вместо алюминия наносится краска.
33. Раскрашивается все тоже вручную.
34. Перед Новым годом на фабрике постоянно проводятся экскурсии, и все фотографируют. Естественно работникам это порядком надоедает..
37. Делают и совсем эксклюзивные рисунки - например с красноярской символикой.
38. Выполняется много корпоративных заказов - например от Флампа:)
40. Игрушки можно купить на самой фабрике, чем участники экскурсии с удовольствием воспользовались.
41. Кроме того, за дополнительные 10 рублей можно попросить написать что-нибудь на своей игрушке.
Рынок новогодней продукции обладает определенной спецификой, а процесс производства стеклянных елочных украшений требует не сложного и дорогостоящего оборудования, а квалифицированных кадров – специалистов в своем довольно редком деле, что создает дополнительные трудности.
Несмотря на все эти факторы, отпугивающие инвесторов, емкость этого рынка довольно велика, а при выборе пока еще пустующей ниши «елочный» бизнес может принести неплохую прибыль. Однако для этого придется полностью изменить концепцию производства и сбыта сезонной игрушечной продукции.
В начале 2000-х годов производство елочных игрушек в нашей стране сократилось по сравнению с объемами начала 90-х годов в 5-6 раз.
Отечественная база производителей елочных игрушек насчитывает несколько десятков компаний различного масштаба и столько же оптовиков, которые занимаются реализацией такого товара. Причем большую часть своей продукции отечественные производители экспортируют за рубеж, и доля экспорта некоторых компаний составляет более 90%.
Объем выпуска елочных украшений одной крупной фабрикой достигает 350-500 тыс. единиц в год. Таким образом, в наши дни ежегодно производится около 15-20 миллионов елочных игрушек, что составляет меньше 40 % рынка. Оставшаяся часть приходится на долю импорта.
Крупных отечественных производителей стеклянных шаров и прочей новогодней атрибутики можно пересчитать по пальцам. К примеру, на долю крупнейших и наиболее известных компаний ОАО «Елочка» (Клинский район, г. Высоковск) и ЗАО «ПК Иней» (Павло-Посадский район, д. Данилово) приходится около 15-20% всего российского производства.
Однако отечественные производители елочных украшений постепенно сдают свои позиции под натиском китайской продукции. КНР экспортирует в другие страны новогодние украшения и аксессуары на $1,5-2 млрд. в год. Больше половины произведенной в Китае елочной продукции реализуется в США. Так что конкурировать с дешевыми китайскими елочными игрушками очень сложно.
Тем не менее, это возможно, ведь российские елочные украшения отличаются более высоким качеством и тонкостью исполнения, разнообразием дизайна и своей уникальностью. Постепенно отечественные производители начинают искать новые решения, внедрять автоматизированное оборудование на определенных этапах производства и новые технологии, задумываются о регулярном обновлении ассортимента, отслеживая модные тенденции в новогодних декорах. Потребители такие инновации воспринимают крайней положительно.
Как показывают опросы, за последние десять лет покупатели устали от штампованных и некачественных изделий, постепенно возрождается мода на классические, знакомые всем с детства, стеклянные шары и винтажные игрушки, растет спрос на продукцию российского производства.
В последнее время активно развивается сегмент дорогих подарочных наборов, выпускаемых штучными тиражами. Таким образом, несмотря на то, что импортные товары, по-прежнему, преобладают на рынке елочных украшений, несомненно, есть потенциал для развития и расширения отечественного производства.
Процесс производства елочных игрушек
Процесс создания стеклянных елочных шаров – самой популярной продукции из всего новогоднего ассортимента – мы привычно называем «производством». Но на самом деле, эти изделия даже на крупных фабриках создаются практически полностью вручную.
Стеклодувы при помощи газовой горелки выдувают стеклянные елочные шары из заготовок – стеклянных трубок. Для создания игрушек-фигурок используются специальные клещи-формы.
Эта работа требует предельной аккуратности и сноровки. Подбор оптимального огневого режима, размера стеклянной трубки, определение момента вдувания воздуха, равномерность вращения – все это производится «на глаз» с использованием минимального количества подручных приспособлений и материалов. Причем допустимая погрешность составляет всего 0,2 мм.
Так как стекло очень быстро остывает, что создает внутреннее напряжение внутри изделия, для получения стеклянного шарика с тонкими стенками требуется большой опыт работы. Поэтому, прежде всего, для создания собственного производства елочных игрушек вам понадобятся опытные и квалифицированные стеклодувы.
Как в случае любой другой почти полностью ручной работы, производительность одного рабочего не велика и составляет не более 200-250 шаров в день.
На следующем этапе охлажденная стеклянная заготовка покрывается тончайшим слоем металла (чаще всего, алюминия, реже – серебра) для придания блеска. Все это происходит в емкости с реактивами, а затем в ванне с горячей водой.
Внутрь игрушки впрыскивается особый состав (к примеру, окись серебра, аммиак и дистиллированная вода в определенной пропорции), а затем она помещается в горячую воду, под воздействием которой происходит реакция и серебро осаждается на стенках.
После процесса металлирования игрушки поступают в цех окраски. Здесь шар ожидает первичная фоновая покраска и сушка. Красят елочную игрушку при постоянном вращении, чтобы под слой краски не попал воздух, что приводит к появлению пузырьков и портит покрытие. Елочные украшения окрашиваются нитролаками, нитроэмалями и другими материалами.
При составлении красок и лакировании используется метод творческого варьирования, что делает каждое изделие уникальным и неповторимым.
Иногда шары лакируются в кабинах с вытяжкой и емкостью с лакокрасочным материалом. И этот процесс также проводится вручную. Изделие погружается в краску постепенно и с одновременным вращением, чтобы под пленкой не остался воздух.
После лакировки игрушка устанавливается строго вертикально, чтобы избежать затеков в лотки сушильной камеры-печи, заполненные песком или опилками. Затем с декоративного лакирующего слоя вручную с помощью ветоши удаляются остатки песка и опилок, и игрушки либо отправляются на обрезку, либо проходят следующий этап – художественного оформления.
Как можно ожидать, это тоже осуществляется вручную – художники наносят на шар рисунок и при необходимости посыпают его блестками. Скорость разрисовки шариков намного ниже скорости работы стеклодувов и составляет всего 50-100 шариков в день с человека.
На последнем этапе с помощью алмазного круга от шарика отрезается кончик, на место отреза надевается колпачок с петелькой, и игрушки упаковываются в картонные коробки.
Упаковка для елочных украшений
Упаковка заслуживает особого внимания. Ее изготовление, как правило, передают сторонним подрядчикам. Обычно картонные упаковки, в которых продаются стеклянные украшения, носят скорее декоративный характер. Между тем, многие оптовики, закупающие продукцию напрямую у производителя, жалуются на большое количество боя.
Практически ни одна партия не доходит до розничного продавца в целости и сохранности. Однако снизить риск потерь совсем несложно – достаточно разработать более безопасную упаковку, даже если это немного повлияет на себестоимость изделия в сторону его увеличения.
Персонал для производства елочных игрушек
Очевидно, что основная проблема при организации производства елочных игрушек – это поиск квалифицированных кадров. Специалистов в такой области явно недостаточно, а работа по созданию стеклянных украшений требует определенных знаний и, главное, опыта.
К примеру, для того чтобы стать хорошим стеклодувом, придется учиться не меньше полугода, а потом еще не менее двух лет отработать на производстве. Не менее сложная и кропотливая работа по росписи шаров тоже требует сноровки и опыта.
Если вам посчастливилось найти таких специалистов, то большая часть работы уже сделана. Зарплата стеклодува составляет в регионах (а именно там располагается большинство российских фабрик по производству елочных игрушек) от 10 тыс. руб./мес.
Расходы на приобретение необходимого оборудования составят 50-100 тыс. руб. Примерно столько же уйдет на сырье и материалы. Кроме того, понадобится производственное помещение.
Главное требование к нему – хорошая вентиляция (вытяжки), так как большая часть работы со стеклом проходит при высоких температурах.
Рентабельность фабрик, производящих елочные игрушки, составляет 15-20 процентов при обороте около 3 миллионов долларов в год.
Однако есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать. Из-за сезонности этого вида бизнеса большую часть года многие предприятия работают фактически в кредит. Оптовые продажи игрушек начинаются не раньше сентября-октября. Поэтому компания приходится занимать средства, а затем возвращать займы по мере реализации товара. С этим связаны определенные риски. Кроме того, розничная цена на стеклянный «эксклюзив» отечественного производства слишком низкая, чтобы обеспечить должное развитие всей отрасли.
Ставить более высокие цены (по примерным подсчетам хотя бы на 60-70 % дороже) производители опасаются из-за необходимости конкурировать на рынке с дешевой китайской продукции.
Практически все крупные компании пытаются пробиться на внешний рынок (европейские страны, Израиль и т. д.). В этом случае заказы обычно формируются на международных выставках. Однако объемы производства при этом намного ниже и составляют всего несколько десятков тысяч, а не миллионов, игрушек в год. Но есть и несомненный плюс – при работе на экспорт некоторым предприятиям даже удается полностью обходиться без кредитов.
Все больше российских фабрик использует еще один источник доходов, проводя для всех желающих платные экскурсии по производству и предоставляя посетителям возможность собственноручно создать стеклянный елочный шарик.
При небольших вложениях можно организовать при производстве целый туристический комплекс с музеем, магазинами и кафетериями, как, например, сделала финская стеклодувная фабрика, заручившись поддержкой национального совета по туризму Финляндии.
Видеосюжет о производстве елочных игрушек
The Village побывал на нижегородской фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» и узнал, как рождаются нарядные новогодние фигурки.
Фотографии
Илья большаков
Сложно представить, но с 1927 по 1935 год в Советском Союзе ни Новый год, ни Рождество не праздновались - в них видели идеологическую угрозу. Но затем традиция ожила и стала развиваться с новой силой, хоть и с привкусом пропаганды. Фабрика «Ариель», основанная в 1996 году, - одно из всего лишь двух круглогодично работающих производств в стране. Она же - правопреемница стеклодувно-художественного цеха горьковской артели «Детская игрушка», открытого в 1936 году. После того как народу вернули праздник, стали появляться и стандарты по изготовлению игрушек, и методические пособия для учителей, как нужно правильно наряжать елку с детьми, потому что каждой эпохе соответствовала своя символика, призванная укрепить дух граждан, веру в вождей и далее по списку. Если вспомнить ретрофигурки, несложно догадаться, в период чьего правления на елки вешали, например, кукурузу и лучок. Все формы разрабатывались и утверждались централизованно, а на производство отправлялись готовые образцы. Сегодня же все продиктовано в основном модой, а фабрики сами решают, что и как они будут делать.
Разработка идеи
Креатив на этой стадии может относиться как к форме игрушки, так и к узору на ней. Специально созданная творческая группа художников разрабатывает несколько вариантов нового украшения, вдохновляясь и модными тенденциями, и традиционной символикой года, и ретромотивами. Далее главный художник утверждает те образцы, которые поступят в производство. Если это шар с новым рисунком, то одобренный вариант становится эталоном, с которого мастера будут все срисовывать. Если же новая фигурка, то стеклодувам отправляют керамическую форму для изготовления.
Работа со стеклом
В качестве сырья фабрика закупает стеклянные дроты - полые трубки высотой полтора метра. Все, что нужно для превращения этого дрота в красивые фигуры, - газовая горелка с температурой 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что и позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы - «вытянуть пульку». Из нее можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть ее основную часть.
Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счет опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится), он снимает пульку с огня и начинает вдувать в нее воздух через один из «усов» - длинных концов заготовки. Воздух изнутри расталкивает стенки и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это практически невозможно.
Если же из заготовки нужно сделать фигурку, например, снеговика, ее также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до тех пор, пока позволяют стенки формы.
Околпачка
После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех, где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, тот самый, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на елку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют заказчикам.
Роспись
Это самый долгий и трудоемкий процесс, ведь художник буквально на каждой заготовке рисует картину. Но именно это и делает фабрику такой примечательной, а игрушки - востребованными. За годы работы здесь сложилась своя, узнаваемая школа росписи, детальная и реалистичная. А заказы приходят не только из других регионов, но и из Европы и США. Для сравнения: стеклодувов в штате всего четверо, а художников - шестьдесят.
На столе у каждого из них есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берется в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалевок - основные цветовые пятна, затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.
Поскольку основная аудитория - это все-таки дети, для них создали четыре тематические мастерские для самостоятельной росписи: кондитерскую, морскую, космическую и фэнтези. Каждый ребенок приносит домой с экскурсии игрушку, украшенную своим рисунком, пусть и далеким от совершенства, но не менее ценным. Рядом с мастерскими расположились музей со множеством работ, произведенных за всю историю существования стеклянной елочной игрушки, и фотозоны, условно поделенные на эпохи и стили. Здесь можно увидеть как традиционную ретроелку с игрушками на прищепках, пионерами и кукурузой, так и весьма концептуальные металлические каркасы-пирамиды, украшенные черными глянцевыми шарами. Но что удивительнее всего, эта рабочая атмосфера с круглогодичным праздником у работников фабрики ничуть не отбивает желания наряжать елки у себя дома. Единственное, что изменилось с их приходом сюда, - подход к выбору украшений стал более осознанным и вдумчивым.