Статья в газету о волонтерском движении. В помощь библиотекарю

А для членов редакционного клуба «Ровесник» стало прекрасной возможностью, побывав здесь, познакомиться с волонтёрами. Потому как, перефразировав известную фразу Ротшильда: «Владеешь информацией - владеешь миром», скажем: чем большей человек владеет информацией, тем более правильный жизненный выбор он сделает. С такой точки зрения, думается, этот материал будет очень полезен и нашим читателям.

Кто же такие волонтёры? Выяснить это задались целью юные журналисты. И вот уже в фойе, рассматривая красочно оформленные инфор-мационные стенды, мы заочно знакомимся с деятельностью волонтёрских групп. Здесь рас-сказывается о проведённых во-лонтёрами различных благотво-рительных акциях, мероприятиях по благоустройству территорий, экологических рейдах и акциях профилактической направленно-сти. Да, эти ребята не сидят сло-жа руки!

А вот и они сами - со светлыми улыбками, добрыми, умными гла-зами, чуточку постарше ребят из «Ровесника». До начала меропри-ятия нам удаётся побеседовать с некоторыми из них.

Мне нравится помогать лю-дям, участвовать в различных мероприятиях, которые позво-ляют изменить этот мир, сделать его добрее. Кроме того, у меня появилось много друзей среди единомышленников, - делится ученица 8 «а» класса УСОШ №2, член волонтёрского объединения «Мы вместе» Ирина Зозина.

В волонтёрском объедине-нии «Инициатива» Дома детского творчества я уже три года. Ядо-брый человек, и для меня делать добро - это вполне естественно. В жизни всегда есть люди, кото-рые нуждаются в нашей помощи, - говорит десятиклассник Антон Шастин.

С начала года я участвую в со-циально значимых делах, затева-емых волонтёрским объединени-ем «Родник». Для меня это новый опыт, новые знания и, конечно же, новые друзья. Мой жизненный девиз - ни дня без добрых дел, - вступает в разговор ученица 8-го класса Терсенской средней шко-лы Настя Ловкова.

Делая добро, получаешь большой энергетический заряд. В прошлом году в конкурсе агит-бригад против наркотиков наше волонтёрское объединение «Вме-сте» получило 1-е место, - гово-рит учащаяся 10-го класса УСОШ №1 Влада Вершинина.

Словом, волонтёром быть здо-рово! Явижу, как глаза моих ре-бят загораются неподдельным интересом. В этом и заключается одна из задач проекта - популя-ризовать волонтёрское движение в молодёжной среде.

И вот уже всё внимание обра-щено на сцену. К волонтёрам с приветственным словом обраща-ется руководитель сектора моло-дёжной политики Н.В. Круглова. «Сегодня, презентуя районный проект по развитию доброволь-чества, мы нацелены на то, чтобы поддержать наших волонтёров в их благих начинаниях», - отмети-ла она.

Инициатива развития добро-вольчества находит поддержку у руководства района.

Волонтёрское движение, при-шедшее на смену ранее органи-зованной системе «октябрята - пионеры - комсомол», призвано помогать государству. Сегодня в России оно набирает обороты. Яркий пример - та важнейшая со-циальная миссия, которую выпол-няли волонтёры в Сочи. Добрые дела, совершённые в юности, формируют систему ценностей у подрастающего поколения, кото-рые они возьмут с собой во взрос-лую жизнь. На волонтёров огром-ная надежда, - выступая перед участниками проекта, подчеркнул глава местного самоуправления А.М. Шилин.

Волонтёры - важнейший ре-сурс современного гражданского общества. Нам с вами предстоит немало совместных добрых дел на благо района. Вы не ждёте по-нуканий, а сами спешите туда, где требуется ваша помощь, - обратился к молодым людям за-меститель главы администрации района по социальным вопросам С.А. Смирнов, куратор данного проекта.

Ощущение локтя, сопричастно-сти к одному важному большому делу - бескорыстному служению людям - давало и присутствие на встрече координатора областно-го проекта Юлии Боговой, кото-рая в этот день желала уренским волонтёрам удачи в претворении задуманного.

От слов перешли к делу. Реа-лизация проекта включает в себя три блока. Образовательный блок предусматривает проведение че-тырёх тематических семинаров. Следующий блок «Совместная деятельность» заключается в реа-лизации собственных планов во-лонтёрских групп и их совместной деятельности. На территории рай-она планируется проведение двух крупных акций: «Волонтёры про-тив наркотиков» и «Фримаркет - территория свободного обмена». И третий блок - непосредственно конкурс «Лучшее волонтёрское объединение-2014», итоги кото-рого будут подведены 5 декабря в Международный день доброволь-цев. Итак, вниманием аудитории вновь завладели Н.В. Круглова и ведущий специалист сектора мо-лодёжной политики О.Г. Весело-ва. У них волонтёрам предстояло многое узнать о добровольческой деятельности, потренироваться и даже попробовать свои силы в разработке плана антинаркотиче-ского десанта «Волонтёры против наркотиков».

В завершение мероприятия волонтёрам вручили волонтёр-ские книжки. Впереди у добро-вольцев большая работа, кото-рую мы ещё увидим и о которой услышим, в частности, и от са-мих ребят. Не случайно одна из обучающих секций была посвя-щена информационному полю добровольческой деятельно-сти.

Волонтерское движение в системе

Воспитания подрастающего поколения

в условиях ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»

Кудинова Е.А. –преподаватель специальных

Дисциплин ОГБОУ СПО «РКК»,

Г.Шацк, Рязанская обл.

Аннотация: В данной статье рассматривается организация волонтерского движения в ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»

Ключевые слова: волонтёрство, волонтер, социально-культурная деятельность, студенчество.

«Люди, которые готовы посвятить время тому, чтобы стать частью истории» - именно так называют волонтеров .

Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от voluntarius - добровольно) - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) .

Студенческое волонтерское движение – одно из приоритетных направлений воспитательной работы ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры».

Развитие студенческого волонтерского движения в учреждениях среднего профессионального образования является эффективным способом организации воспитательного процесса будущих специалистов социально-культурной сферы.

В процессе участия в волонтерской деятельности будущие работники социально-культурной сферы проявляют себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные, бескорыстные личности. В этом и заключается основной воспитательный эффект волонтерской студенческой работы.

Волонтеры колледжа культуры принимают активное участие в добровольческих городских, районных, областных акциях.

Так, например, студенты-волонтеры участвовали городских социально-культурных акциях: «Наш парк», «Весенний трудовой десант», «Голосуй, а то проиграешь!», проводимых местным отделением «Молодая гвардия Единой России».

Кроме этого, преподаватели и студенты колледжа культуры на протяжении пяти лет выезжают в детский оздоровительный лагерь «Лесная сказка» (Сасовский р-н, с. Мыс Доброй надежды»), где дают благотворительный концерт для отдыхающих воспитанников школ-интернатов Рязанской области.

Важной и значимой для волонтеров колледжа культуры является работа по оказанию помощи участникам Великой отечественной войны. Ежегодно в образовательном учреждении организуется акция «Помоги ветерану». Студенты оказывают посильную помощь по хозяйству. Также проводятся встречи с участниками войны, бывшими работниками колледжа – Теляевым Л.И, Стикиным А.В.

В рамках празднования дня пожилого человека преподаватели и студенты постоянно выезжают с концертами в отделение временного проживания пожилых людей (Дом ветеранов).

В преддверии 2013 года преподаватели и студенты колледжа активно проявили себя в Областной благотворительной акции «Новый год приходит в гости!». С театрализованной игровой программой они посетили Чучковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, «Сасовский социально-реабилитационный центр», Потьминский дом-интернат для умственно-отсталых детей. За плодотворную социально-культурную и творческую работу преподавателей и обучающихся администрация колледжа культуры, в лице директора Леженкиной Л.А., получили положительные отзовы, благодарственные письма.

Данная акция стала традиционной уже на уровне колледжа культуры. Вот уже в третий раз преподаватели и студенты-волонтеры посещают социально-реабилитационные центры с подарками, и не только творческими. К данной работе активно привлекаются местные предприниматели, молодые мамы М.А.Степкова и Ю.В.Петракова. В преддверии 2014 года участниками театрализованного представления «Новогодний переполох» стали не только преподаватели и студенты колледжа, но и дети педагогов, спонсоры со своими детьми.

Кроме этого, студенты-волонтеры под руководством педагогов-координаторов – Колошеиной А.И., Булгаковой М.И. постоянно осуществляют выезды в «Сасовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» с анимационными фольклорными развлекательно-познавательными программами и игровыми программами: «Масляничные забавы», «Скоморошьи потехи» и др.

Следует отметить, что студентка колледжа культуры Райковская Евгения за активную волонтерскую деятельность стала дипломантом областного конкурса «Марафон добрых дел» (г.Рязань) в номинации «Доброволец года».

Очевидно, что в условиях ОГБОУ СПО «Рязанского колледжа культуры» осуществляется большая работа по пропаганде волонтерского движения, как в рамках города, так и за его пределами. Но существует ряд слабых сторон, которые в ближайшее время непременно будут ликвидированы.

На наш взгляд, необходимо на базе колледжа культуры создать постоянно действующий отряд волонтеров под руководством педагога-лидера-координатора. Также необходимо обновление учебно-методического комплекса, проведение тренингов для преподавателей и студентов по работе в команде, развитию лидерских качеств, формированию коммуникационных навыков, а также мастер-классов с участием представителей благотворительных организации и добровольческих движений.

Несомненно, что волонтерство – это огромный профессиональный и жизненный опыт! Вступив в ряды волонтеров, и работая над серьезными проблемами, люди проявляют свою самостоятельность, креативность, оригинальный подход к решению социально-значимых проблем, что способствует успешной реализации в жизни и продвижению по карьерной лестнице. Ведь успех – это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между людьми; это процесс, который помогает человеку поверить в себя и свои способности; помогает избежать ошибок; поддерживает при неудачах. В этом и заключается основа концепции педагогики успеха студентов и преподавателей колледжа культуры, осуществляющих волонтерскую деятельность.

Генеральный секретарь ООН Кофи Анан считает, что «в сердце добровольчества/волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше» .

Реализуя волонтерскую деятельность, преподаватели и студенты ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры» хотят сделать мир лучше и с тать частью истории свой страны!

Список использованной литературы

  1. Энциклопедия социальной работы / под ред Е.И. Холостовой. - М., 2003. - 346 с .
  2. Wikipedia.org
  3. http://www.world4u.ru/volonter.html

Волонтеры и библиотеки – нужны ли они друг другу? (пост №2)

Уважаемые коллеги!

Отряд волонтеров –

Порыв подростковый!

Ему по плечу

Все благие дела,

А помощь друзей,

С этим трудно поспорить,

Библиотеке

Как воздух важна.

Н.Ф. Дик

Могу признаться честно, что в нашей деятельности мы не привлекали волонтеров, не работали в этом направлении. Для нас это неизведанная область библиотечной деятельности. Да, друзья библиотеки есть, но как мне кажется, это немного разные понятия. С целью самообразования, а также информирования таких же библиотекарей как мы, буду размещать информацию о волонтерском движении, формах работы с ним, чтобы понять – как мы можем организовать работу в библиотеке по этому новому для нас направлению.


Волонтёрство в промышленных масштабах

Для тех, кто хочет привлечь волонтёров для помощи в своей работе, М. Олчман, П. Джордан из университета Джона Хопкинса написали специальное пособие «Добровольцы — ценный источник». Ниже -некоторые моменты из пособия.

Что такое волонтёрство?

Волонтёрство — это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтёром.


Кто может стать волонтёром?

Чаще всего ответ на этот вопрос таков: им может быть взрослый человек, умелый и ответственный, который может посвятить своё время и умение добровольному труду. Каждый может стать волонтёром, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.

Что могут волонтёры?

Можно вовлекать волонтёров в те сферы деятельности, которые не опла чиваются, но остаются важными для достижения целей программы. Например, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику и т. д. Любая работа может выполняться волонтёрами. Волонтёр — это не только помощник или социальный работник, заботящийся об окружающих. Он может быть и учителем, специалистом по компьютерам, политиком, инженером или дизайнером.

Волонтёры могут:

Выполнять задания, не относящиеся к постоянным оплачиваемым работам;

Добавить новое измерение и новых людей к организации;

Принести новые идеи в организацию;

Создать общественное мнение об организации в обществе; Распространять информацию об организации в личном общении с людьми;

Помочь в сборе средств;

Поощрять гражданскую активность.

Мотивация волонтёров.

Часто в качестве мотива для волонтёрской работы выступает потребность в контактах с другими людьми, преодоление чувства одиночества. Волонтёрство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтёр может полностью соответствовать . Факторы мотивации отражены в результатах опроса:

Хочу помогать нуждающимся людям 61%

Надеюсь научиться чему-то новому 46%

Хочу иметь какое-то занятие 41%

Для собственного удовольствия 31%

Хочу познакомиться с новыми людьми 29%

Хочу ответить людям за добро добром 11%

Хочу бороться с определённой проблемой 7%

У меня есть свободное время 4%


Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтёрский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтёрская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких- то ценностей.

Да, «пособие» лаконично и сухо, оно лишено той романтики и тайны, которой было окутано памятное всем нам тимуровское движение, нет в нём и установок на добровольно-принудительный принцип, по которому собирались дружины — «добровольные помощники милиции». Но если использовать все возможности, которые предоставляет сегодня Интернет – блоги, социальные сети и т. д., — найдётся немало людей с такой же мотивацией, которые придут на помощь библиотекам и будут не только заниматься там полезной работой, но и укрепят её социальный статус .

Нужны ли волонтёры библиотекам? А библиотеки — волонтёрам?

(статья из газеты ТЕРРИТОРИЯ L (РГБМ))

Ответ напрашивается сам собой: безусловно, волонтёры нужны. Как без них — особенно небольшим, особенно сельским библиотекам ? Добровольные помощники (их раньше называли читательским активом) всегда были и, надеемся, будут в библиотеках. Но так ли все однозначно?

Нет ли в этом угрозы для будущего библиотечной профессии?

Как молодёжное волонтёрство отвечает задаче библиотеки стать для молодых людей «социальным лифтом»? И чем можно и стоит мотивировать современных молодых людей безвозмездно тратить свое время и силы на помощь библиотекарям и читателям? Ведь на призыв «Нужно — значит, должен» они отвечают: «Кому это нужно и кому я что должен?».

И наконец, в российских библиотеках активно работают молодёжные советы, состоящие из библиотекарей. А во многих зарубежных странах успешно работают тоже молодёжные, но читательские советы. Может, стоит попробовать?

Во избежание разночтений в понимании такого явления, как «волонтёрская деятельность», будем опираться на формулировку, использованную в утверждённых распоряжением Правительства РФ в 2014 году «Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года» : «Молодёжная добровольческая (волонтёрская) деятельность — добровольная, социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путём выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтёрской) деятельности затрат). Одной из важных задач государственной молодёжной политики является создание условий для реализации потенциала молодёжи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии “социального лифта”».

В разговоре о волонтёрской деятельности в библиотеках мы будем оперировать, по меньшей мере, тремя видами волонтёрства, которые назвали следующим образом:

а) библиотечно-информационное и культурно-просветительское,

б) неорганизованное (спонтанная, эпизодическая помощь друзьям, знакомым) и организованное (групповое),

в) неформализованное и формализованное (регламентированное и документированное).

Само понятие «волонтёр» появилось в Европе в XVII веке : так называли солдат-добровольцев (наградой их была слава и добыча). На российскую землю оно пришло во времена Петра I, хотя предпочтение отдавалось больше отечественным понятиям «доброволец» и «ополченец» . (Сама же идея добровольной, благотворительной помощи уходит своими корнями в общинный строй, уклад жизни которого диктовал условия выживания в виде добровольной, взаимной помощи друг другу).

Для нас важно то, что в мире организованное волонтёрское движение быстро набирает обороты . Об этом говорит тот факт, что в каждое десятилетие прибавляется по 10 миллионов волонтёров. На сегодняшний день более 110 миллионов человек участвуют в различных добровольческих проектах, программах, инициативах . Приводится такая статистика: 56% американцев, 34 % немцев, 33% ирландцев, 19% французов включились в волонтёрское движение. На этом фоне Россия пока серьёзно проигрывает: волонтёрской деятельностью у нас занимается пока 1% населения.

Причины разные. Те или иные формы организованной добровольческой деятельности всегда были в России : в дореволюционное время в виде службы сестёр милосердия , в советское время в форме субботников, тимуровского, пионерского, комсомольского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников и т. д. Не скроем, многие из этих работ называли порой «добровольно-принудительными». Возможно, это частично дискредитировало в глазах людей саму идею. И в 90-е годы, когда не стало ни комсомола, ни пионерии, ни иных общественных организаций, она резко пошла на спад.

Ситуацию усугубляло то, что, в отличие от многих зарубежных стран, никакого законодательного обеспечения добровольческого труда в Советском Союзе, а потом и в России до недавнего времени не было в принципе. А значит, нет легальной возможности как-то всерьёз стимулировать труд волонтёров. На развитие отечественного волонтёрства отрицательно влияет и то, что эта деятельность не засчитывается в трудовой стаж. Однако есть надежда, что ситуация эта всё-таки разрешится в положительную сторону (но об этом чуть позже).

Резкий всплеск организованного молодёжного волонтёрского движения произошёл в период Сочинской зимней Олимпиады. Незадолго до того в Госдуму был внесён проект Федерального закона №300326-6 «О добровольчестве (волонтёрстве) », адекватно отражающий мировые подходы к этой проблеме. Однако и по сей день он не принят, но, тем не менее, все на него в той или иной мере ориентируются и ссылаются.

Само же волонтёрское движение в олимпийском 2014-м получило мощнейший старт. Тогда была создана Ассоциация волонтёрских центров как продолжение волонтёрской программы «Сочи-2014». Она и стала катализатором развития добровольческого движения в России . Ныне насчитывается уже более 100 центров в 56 регионах страны , и с каждым днём их всё больше. Работу центров координируют комитеты по делам молодёжи, вузы, структуры Министерства образования.

Российская государственная библиотека для молодёжи активно взаимодействует с Ассоциацией. В частности, в партнёрстве с ней 16 февраля 2017 года в библиотеке состоялся Межведомственный круглый стол «Молодёжное волонтёрство в сфере культуры: версии существующие и перспективные». В рамках круглого стола в режиме онлайн блестящую практику взаимодействия с волонтёрами продемонстрировала Самарская областная юношеская библиотека, на базе которой в 2014 году возник «Добровольческий центр». Его главная идея: волонтёры приглашаются не только на стадии воплощения мероприятий в жизнь, но и на стадии разработки идеи, когда молодёжь сама предлагает интересный ей формат, тему, определяет тенденции и тренды .

Ассоциация волонтёрских центров настроена весьма оптимистично относительно взаимодействия с библиотеками страны и предлагает им активно работать с центрами на местах . Вот направления проектов, реализуемых волонтёрскими центрами в регионах : событийное, социальное, культурно-просветительское (ориентированное на поддержку организаций культуры, включая библиотеки), медицинское, экологическое, серебряное (люди старшего возраста), корпоративное (это когда библиотекари при поддержке своей библиотеки выступают волонтёрами по отношению к другим), инклюзивное волонтёрство (вовлечение в волонтёрство людей с ограниченными возможностями). Библиотеки, безусловно, «вписываются» в той или иной мере во все направления (кроме, пожалуй, медицинского).

В последние годы многие библиотеки имели возможность почувствовать на себе, что такое организованное молодёжное волонтёрство , которое в значительной степени питалось идеями, продуцированными зарубежными волонтёрскими движениями.

С неограниченными возможностями молодых волонтёров, подкрепленными их мощным энтузиазмом, РГБМ впервые столкнулась в 2011 году. Тогда в библиотеку пришла инициативная группа студентов с предложением провести на её базе неизвестную на тот момент в стране акцию «Живая библиотека» (запущена в Дании в 2000 году ). Согласно их плану, на территории библиотеки в течение дня должны были состояться встречи множества людей с нестандартными личностями — «живыми книгами». С помощью Интернета ребята нашли 40 потенциальных «живых книг», из которых отобрали 25. Привели полсотни волонтёров, среди которых были медики, психологи; их люди следили за порядком и кормили гостей «чаем и сушками»; координаторы регулировали потоки и отводили людей (их пришло более 500) к понравившимся «живым книгам». В сети акция получила широкое и мощное отражение.

С тех пор молодые волонтёры, представляющие некие группы единомышленников, едва ли не ежедневно предлагают библиотеке различные проекты, привлекательные для молодёжи, которые они самостоятельно готовы реализовать.

У РГБМ есть и свой весьма любопытный опыт привлечения волонтёров-одиночек, который потом поддержали другие библиотеки. Это конкурс библиотечных проектов «Фабрика идей», который проводился два года подряд. В совокупности молодые люди прислали 70 проектов: лекториев, мастер-классов, тренингов, квестов. Из них для внедрения выбраны 12. Некоторые (например, лекторий «Просто психология») длятся уже два года.

В последние два года неорганизованное (спонтанное) молодёжное волонтёрство, ориентированное на проведение в стенах библиотеки тех или иных мероприятий, акций, лекционных циклов, активизировалось необычайным образом . Все жаждут самореализоваться, не требуя от библиотеки никакого материального поощрения. Лекторам достаточно того, что их приходит послушать большое количество людей. И те, кому понравились лекции, затем посещают выступления этих лекторов на коммерческих площадках. Это случается нередко, и это нормальное явление — своего рода компенсация за добровольный труд в библиотеке.

Сейчас в системе поощрения волонтёров появляется, наконец, некая конструктивная (формализованная) составляющая. По инициативе Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ в 2014 году была начата регистрация волонтёров России. Личная книжка волонтёра — это документ, содержащий сведения о трудовом стаже добровольца, его поощрениях, дополнительной подготовке. Для некоторых коммерческих фирм эти записи (как и рекомендательные письма) уже являются своего рода свидетельством наличия у претендента определённого опыта работы в профильной области. В настоящее время Ассоциация волонтёрских центров готовит поправки в законодательство, которые бы позволили вносить записи о волонтёрской деятельности в трудовую книжку. И тогда уже точно можно будет говорить о том, что волонтерство — это форма «социального лифта» для молодёжи.

Молодые люди сегодня в большей, если не в преимущественной, степени настроены на культурно-просветительское волонтёрство, связанное с участием и сопровождением неких проектов, акций, фестивалей, ярких мероприятий. Им это интересно. А библиотекам нужна их помощь.

Так в Москве создан фонд «Мосволонтёр», в базе которого — более 15 тысяч молодых людей . В фонд за волонтёрами обращаются организаторы фестивалей, крупных мероприятий. В 2016 году для проведения «Библионочи» мы тоже воспользовались услугами фонда, который выделил нам 15 волонтёров.

Но могли бы и обойтись своими силами, если бы у нас был молодёжный библиотечный совет, который мы задумывали создать ещё 5 лет назад. Причём инициатива исходила от молодой сотрудницы, которая сама готова была возглавить его. Вывесили объявления, нашли, чем замотивировать членов совета, быстро собрали инициативную десятку, провели первую встречу… Но дальше всё застопорилось и тихо «умерло». Потому что члены молодёжного совета желали участвовать только в том, что было им весело и интересно делать, а библиотекари не могли, да и морально не были готовы «оторвать» от себя какие-либо участки работы, запустить на свою территорию «чужих». Сейчас ситуация кардинально изменилась.

Что реально стоит поручить членам молодёжного совета в российских библиотеках? Остановимся только на одном — социальном — аспекте работы . Молодые люди могли бы оказывать помощь по доставке инвалидов на библиотечные мероприятия, сопровождению их в библиотеке и обслуживанию мероприятий с их участием. Они могут доставлять книги тем, кто не способен посещать библиотеку в силу преклонного возраста, физических недостатков, а также из-за необходимости постоянного ухода за ребёнком, инвалидом, членом семьи преклонного возраста. Кто-то из молодых способен быть сурдопереводчиком, а кто-то — устанавливать контакты с временными трудовыми мигрантами.

Повторюсь, в советские годы в библиотеках всегда были добровольцы из числа активных читателей (недаром их называли читательским активом). Библиотекарям помогали взрослые, дети и их родители, «выросшие» дети-читатели, не говоря уже о собственных родственниках (прежде всего, мужьях), для которых работа на нужды библиотеки порой становилась второй по объему и значимости после основной.

То, что делали добровольцы в наших библиотеках, мало отличалось от того, чем занимались волонтёры, например, в библиотеках США, с которыми я познакомилась ровно 20 лет назад во время деловой поездки.

Существенная разница заключалась в следующем: если отношения советских, а потом российских библиотек с волонтёрами никак не формализовывались, то в американских библиотеках всё было жёстко регламентировано и документировано.

Вот «Должностные обязанности волонтёра Публичной библиотеки г. Норвич, штат Вермонт».

«Обязанности: Изучать и проводить в жизнь политику библиотеки и участвовать в библиотечных процессах. Помогать библиотекарю или помощнику библиотекаря в следующих видах работы: принимать и выдавать книги; помогать читателям; расставлять книги на полках; отвечать на телефонные звонки; расставлять каталожные карточки под наблюдением библиотекаря; вводить данные в библиотечный компьютер; другая деятельность — по необходимости.

Требования: Должен очень любить работать с людьми. Предпочтительно иметь библиотечный опыт .

Условия: Не полагаются оплата или привилегии. Работа 25 часов в неделю с двумя субботами или 5 часов в неделю с работой каждую пятую субботу в месяц. Отпуск не оплачивается. Больничный лист не оплачивается. Об отпуске следует предупредить библиотекаря за две недели (продолжительность отпуска — до 2 недель). Отпуск за год не может превышать 4 недель. Отпуск, превышающий 2 недели, берётся по договоренности с библиотекарем за 2 месяца. Отпуска предоставляются сначала тем, кто раньше подал заявление. Одновременно в отпуске не может быть больше одного работника. При уходе нужно помочь подыскать себе замену. Через каждые четыре часа работы можно взять десятиминутный перерыв».

С волонтёрами надо обращаться в максимально уважительной и деловой манере, наставляет руководство вермонтских библиотекарей. Следует составить письменные инструкции по выполнению ими тех или иных функций, оказывать волонтёрам помощь в профессиональной ориентации, в обучении и повышении их деловой квалификации. Любой сотрудник (оплачиваемый или не получающий зарплату) должен понимать, чего от него ожидают и насколько он соответствует этим ожиданиям.

А что взамен получает волонтёр? Библиотекарям необходимо вести учёт часов работы волонтёров и выполненных ими задач и проектов для регулярных отчетов об этом перед общественностью города или общины . Для того чтобы волонтёры получали моральное удовлетворение и чувствовали свою нужность, одни библиотеки устраивают для них ежегодный торжественный ленч или пикник, другие публикуют данные о них в местных газетах или информационных бюллетенях. В некоторых местах проводятся курсы обучения волонтёров по сертифицированным программам.

На лицо серьёзная работа над мотивированием волонтёров на помощь библиотеке, с одной стороны, и с другой — формализация взаимоотношений между библиотекой и волонтёрами, вплоть до заключения договора, в котором среди прочего определяются гарантии и поощрения.

Все волонтёры, желающие участвовать в библиотечной жизни, должны иметь рекомендации и заполнить биографическую анкету (включая отпечатки пальцев). С ними заключаются договоры.

Это процесс встречного движения. Люди, причём с определенным уровнем квалификации, должны хотеть и быть мотивированы на безвозмездную работу в библиотеке. А библиотека должна быть готова передать часть работ, которые либо уже делались библиотекарями (в итоге те могут быть сокращены либо переведены на другие должности), либо предложить новые виды работ, которые библиотека планирует, но у неё не хватает кадровых ресурсов их выполнить.

Крупные европейские и американские библиотеки стали рассматривать привлечение добровольцев как способ расширить спектр своих услуг. Считается, что в период экономического кризиса и обусловленного им сокращения штатного персонала наличие волонтёров помогает решить кадровую проблему без привлечения финансов.

Сегодняшняя практика работы с волонтёрами в библиотеках многих зарубежных стран даёт поразительные результаты. В Германии, например, работают 6000 муниципальных и 4000 церковных библиотек, расположенных в сельской местности. 22% сотрудников муниципальных библиотек и 98% сотрудников церковных трудятся на безвозмездной основе. Это означает, что почти половина всех общедоступных библиотек Германии работает сейчас с помощью добровольцев.

В Великобритании в одном из графств в 36 библиотеках работают только 17 штатных сотрудников, остальные — волонтёры и группы «друзей библиотеки» (См. № 11 за 2011 год журнала «Библиотечное дело») . Не так давно в сети появился материал, автор которого с удовлетворением отмечает, что на фоне закрытия нескольких сот британских библиотек и потери работы почти 10 тысячами библиотекарей есть и положительные тенденции: параллельно со значительным сокращением штатных сотрудников, отмечен ещё более значительный рост библиотечных волонтёров — с 2010 года их число увеличилось с 16 до 31,5 тысячи.

О постепенном переходе деятельности библиотек от государственного к общественному финансированию говорит и факт перевода значительного их числа из ведения местных муниципальных советов в управление различного рода общественных организаций.

Эта тенденция (квалифицированную работу делают штатные сотрудники, а малоквалифицированную — волонтёры) постепенно захватывает всё большее число стран. И как это явление будет развиваться дальше — время покажет, прогнозировать пока трудно. Многое зависит от функционала библиотеки и её имиджа в местном сообществе, от наличия свободного времени у жителей города , которое они хотели бы направить на добровольные работы именно в библиотеках (сделали в Швеции шестичасовой рабочий день — сколько времени освободилось для добрых дел!), от включенности граждан в управление городом и т.д. Но очевидно, что замещение библиотекарей волонтёрами и автоматами (RFID технологиями, к примеру) дальше будет только усиливаться.

Подведём итог ко всему вышесказанному.

Трудно и бессмысленно надеяться, что развитию научно-технического прогресса, с одной стороны, и гражданского общества — с другой, можно противостоять, ссылаясь на традиции.

Волонтёрство, в том числе молодёжное, имеет хорошие перспективы . Оно отражает общую тенденцию взаимодействия общественности и государственных организаций в отношении населения, прежде всего, его социальных категорий.

При серьёзном развитии волонтерства в библиотеке встанет вопрос о чётком разграничении функциональных обязанностей по критерию их сложности и специфичности — сначала между штатным персоналом, потом между штатным персоналом и волонтёрами .

В любом случае актуальной становится задача документирования взаимоотношений между библиотекой и волонтёром, четкое обозначение требований, условий, гарантий, преференций, мотиваторов для волонтёров. Это необходимо не только библиотеке, но и в большей степени волонтёрам, особенно молодым.

Если волонтёры нужны только на некий временной период и группами, то целесообразней заключить договор с региональным центром волонтёров.

Альтернативой этому может стать создание в библиотеке молодёжного совета . Для этого нужно выявить в библиотечных процессах проблемные участки, которые стоит доверить волонтерам. И хорошо бы не забывать: всякое благое дело должно быть поощрено.

Этот мир может быть чуть добрей. Верь!

Каждый день и каждый час всё зависит от нас.

Солнца луч и детский смех, счастья хватит для всех!

(Гимн волонтёров)

Волонтер – новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых волонтеры незаменимы. В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому».

В апреле 2014 в МОУ гимназии №1 был создан волонтерский отряд «Улыбка». Первый опыт ребята получили в МОУ ДООЦ им. А.Матросова во время летней экологической смены. Там родилось наше название и девиз « Жить без улыбки - просто ошибка, повсюду улыбки – всюду добро!» Навсегда останутся в памяти увлекательные мероприятия и новые друзья, а благотворительный концерт в пансионате «Туношна» определил одно из главных направлений волонтерской деятельности - помощь ветеранам. Второй год волонтеры организуют акцию «Подарок ветерану» и ездят в пансионат с благотворительными концертами. Тепло и заботу хотят подарить они каждому жителю пансионата.

Для поддержки семей гимназистов, попавших в трудную жизненную ситуацию, волонтеры проводят акцию «Чужая жизнь – уже не мелочь!», осеннюю и зимнюю благотворительные ярмарки. Чего там только нет: дары лета, поделки, елочные украшения, выпечка! Если захотите, то послушайте песню или участвуйте в беспроигрышной лотерее. Детская фантазия, окрыленная идеей добра, не знает границ.

Под опекой волонтеров находится и приют животных «Вита». Ребята собирают корм, лекарства, необходимые животным, средства ухода. Получается столько, что родители могут увезти это только в багажниках машин. Приласкать четвероногого друга, погулять с ним хотят все дети, а три собаки уже обрели новых хозяев и стали питомцами гимназистов.

В год 70-летия Победы волонтеры отряда «Улыбка» принимали участие в акции «Волонтер Победы». Добровольные пожертвования, сделанные родителями гимназистов и жителями бывшего села Смоленское, дали возможность обновить памятник на могиле зенитчиков, охранявших в годы войны железнодорожный мост через Волгу. К сожалению, поисковая работа пока не дала результата, и памятник остался безымянным.

Для музея гимназии ученики и учителя создали Книгу Памяти, включив в нее сорок пять рассказов в прозе и стихах о детях войны, защитниках Родины, тружениках тыла, принесших нам Победу. Память о них хранилась в семьях ребят, а теперь стала достоянием всех гимназистов, и будет передаваться из поколения в поколение.

В этом году волонтеры участвовали в серии обучающих семинаров, проводимых Городским центром внешкольной работы, акции «Даешь добро!», танцевали флэш-моб на «Весенней неделе добра», защищали проекты на конкурсе к 5-летию благотворительной организации «Гринпёс». А сколько еще планов, которые обязательно осуществятся!