Международные договоры в сфере образования россии с северными странами. Международное сотрудничество в области образования

Деятельность в сфере международного сотрудничества в области обра-зования осуществляется в соответствии с рядом международных договоров Республики Беларусь, законами «Об образовании», «О международных до-говорах Республики Беларусь», на основании Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, а также в соответствии с иными акта-ми законодательства.

Основные направления международной деятельности в сфере образования направлены на развитие нормативной правовой базы, повышение эконо-мической эффективности международных связей, интеграцию национальной системы образования в образовательное пространство стран СНГ и Европы.

Приоритетными направлениями международного сотрудничества являются подготовка и заключение новых международных договоров в области образования и реализация действующих; работа по выполнению договоренностей, достигнутых в ходе зарубежных визитов Президента Республики Беларусь и правительственных делегаций, а также визитов иностранных делегаций в Республику Беларусь; выполнение между-народных договоренностей по итогам заседаний межправительственных комиссий по торгово-экономическому, научно-техническому и культурно-му сотрудничеству с зарубежными странами; координация международ-ной деятельности учреждений образования республики; участие вузов в международных проектах и программах по линии международных орга-низаций; упорядочение молодежных обменов; совершенствование работы по развитию экспорта образовательных услуг, в первую очередь обучение иностранных граждан в учреждениях образования Республики Беларусь; оказание помощи в области образования соотечественникам зарубежья; организация работы по оздоровлению за рубежом детей на основе безвозмездной иностранной помощи.

Проведенная работа по совершенствованию организации оздоров-ления детей за рубежом позволила закрепить правовую ответственность органов государственного управления и направляющих организаций в вопросах оздоровления детей за рубежом, усилить контроль за процес-сом подбора детей и сопровождающих, обеспечить четкую координа-цию действий заинтересованных органов государственного управления в

части соблюдения прав детей, их безопасного пребывания за рубежом и своевременного возвращения на родину. Создан и развивается информа-ционный банк данных по оздоровлению детей за рубежом. На оздоров-ление за рубеж ежегодно выезжают свыше 55 тыс. белорусских детей в более чем 20 зарубежных стран.

Проводится работа по оказанию помощи белорусской диаспоре в зарубежных странах. В учебные заведения, где обучаются дети белорус-ской диаспоры, направляется учебно-методическая и детская художествен-ная литература, в рамках межведомственных соглашений с отдельными странами осуществляется прием на учебу в вузы республики соотечествен-ников зарубежья, проводятся экскурсии в республике для отличников учебы, участников олимпиад и конкурсов. Детям из числа белорусской диаспоры ежегодно выделяются по 100 путевок в Национальный детский оздоровительный лагерь «Зубренок».

В республике действуют 39 международных договоров в сфере образо-вания и науки, в рамках которых осуществляется обмен информацией по организации учебной и методической работы, установление прямых связей между учреждениями образования, проведение совместных научно-иссле-довательских работ, обмен студентами, аспирантами и преподавателями.

Активная работа ведется с теми зарубежными странами, которые про-являют практический интерес к нашей системе образования, т.е. наме-рены обучать в учреждениях образования Республики Беларусь своих граждан, осуществлять выгодные совместные программы и проекта.

Учебные заведения Беларуси готовят специалистов для зарубежных стран с 1961 г. За 45 лет для 102 стран дальнего зарубежья подготовлено свыше 25 тыс. специалистов с высшим, средним специальным и профес-сионально-техническим образованием.

В 2006 г. в учреждениях образования обучается 6,4 тыс. иностранных граждан из 73 стран, в том числе 3,9 тыс. из стран дальнего зарубежья и 2,5 тыс. из стран СНГ. Наиболее многочисленным контингентом представлены КНР (более 1000 человек), Индия (540), Сирия (354), Ливан (281), Иран (191).

Среди вузов в подготовке специалистов для зарубежных стран лиди-руют Минский, Витебский и Гродненский государственные медицинские университеты, БГУ, Белорусский национальный технический универси-тет, Минский государственный лингвистический университет.

В соответствии с межведомственными соглашениями о сотрудничестве в области образования на эквивалентной основе осуществляется обмен студентами по 20 человек с Китайской Народной Республикой, по 5 чело-век с Республикой Польша и Социалистической Республикой Вьетнам. В результате договоренности между посольствами Республики Беларусь и Турецкой Республики ежегодно на летние курсы в Турцию для изуче-ния турецкого языка направляются по 15-20 студентов белорусских вузов, по 10 турецких студентов приезжают в Республику Беларусь для изуче-ния белорусского языка.

Значительная работа проводится по реализации Национальной про-граммы развития экспорта образовательных услуг. К 2010 г. предполага-ется увеличить прием иностранных граждан в учреждения образования на 56%, усовершенствовать учебно-материальную базу учебных заведений, в которых обучаются иностранные студенты, улучшаются бытовые условия.

Министерством образования и Министерством иностранных дел Рес-публики Беларусь утвержден совместный План мероприятий на 2006-2007 гг. по активизации работы по привлечению иностранных граждан на обучение в вузах Республики Беларусь.

Созданы и постоянно обновляются сайты вузов, в том числе на англий-ском языке, осуществляется реклама национальной системы образования путем участия учреждений образования в образовательных выставках и яр-марках за рубежом, распространения буклетов и иных рекламных материалов.

Учреждения образования республики принимают активное участие в 160 международных проектах и программах, что способствует развитию контактов, совершенствованию научно-исследовательской работы, академи-ческой мобильности преподавателей, научных сотрудников и студентов.

Проводится большая организационная работа по упорядочению моло-дежных студенческих обменов. Ежегодно около 3,5 тыс. ученых и 3 тыс. студентов Беларуси участвуют в международной деятельности за рубежом (конференции, семинары, стажировка, обучение и производственная прак-тика, спортивные и культурные мероприятия). Более 2,5 тыс. преподава-телей и студентов из зарубежных стран принимают участие в проводи-мых в Беларуси международных мероприятиях в области образования.

Действует около 800 прямых межвузовских договоров о сотрудни-честве с учебными заведениями, научными учреждениями и центрами зарубежных стран, в рамках которых осуществляется обмен опытом рабо-ты, рекламирование национальной системы образования и привлечение граждан на учебу в белорусские вузы.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования

Комментарий к статье 105

Данные нормы не являются новыми, поскольку положения о международном сотрудничестве в сфере образования были представлены в ранее действовавших обоих образовательных законах и более полное отражение нашли в законодательстве о высшей школе. Между тем рассматриваемая статья органично интегрирует ранее действовавшие положения с учетом перспективной практики международного взаимодействия.

Во-первых, статья закрепляет целевые ориентиры международного сотрудничества, определяющие последовательную гармонизацию образовательных систем государств, их поступательного развития с учетом расширения образовательных возможностей граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные цели, как следует из комментируемой статьи, обеспечиваются в том числе путем развития сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечения иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечения взаимного признания образования и (или) квалификации и т.п.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 N 638 <1>, регламентирующим вопросы сотрудничества с зарубежными странами в области образования, определены квоты для обучения российских граждан за рубежом, а также иностранцев в образовательных организациях в Российской Федерации и условия финансирования получения соответствующего образования.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» (ред. от 08.09.2010) // СЗ РФ. 2008. N 35. Ст. 4034.

Во-вторых, статья определяет основные направления международного сотрудничества российских образовательных организаций с иностранными организациями в сфере образования через заключение соответствующих договоров.

Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации

Комментарий к статье 106

Аналогичные нормы, касающиеся порядка подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, содержал Закон N 3266-1 (ст. 27). Как следует из комментируемой статьи, такое подтверждение:

имеет целью обеспечение надлежащего признания юридической силы данных документов в иностранном государстве;

осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и (или) нормативными правовыми актами РФ при наличии переданных полномочий;

осуществляется путем проставления на них апостиля органами исполнительной власти субъектов РФ.

Апостиль (apostille):

формальная процедура удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати и штампа, которыми скреплен этот документ, установленная Гаагской конвенцией 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Фактически апостиль представляет собой штамп, который проставляется на документах, исходящих из официальных органов стран — участниц этой Конвенции;

удостоверяет подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа, которыми этот документ скреплен, что делает документ юридически действительным на территории государств — участников Гаагской конвенции 1961 г.;

проставляется по заявлениям граждан, направляемым в письменной или электронной форме (электронного документа) с помощью интернет-ресурсов.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 N 165 <1> определен порядок подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях. За проставление апостиля на документе государственного образца об образовании (квалификации) заявителем уплачивается государственная пошлина. Порядок ее уплаты и размеры определены налоговым законодательством. В частности, как следует из подп. 5 п. 1 ст. 333.18 НК РФ <2>, плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за проставлением апостиля до его проставления. Размер госпошлины за проставление апостиля составляет 1500 руб. за каждый документ (подп. 48 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации может быть направлен заявителем в форме электронного документа и с использованием интернет-ресурсов.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 165 «О подтверждении документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях» // СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1642.

<2> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

Комментарий к статье 107

Статья 27.2 «Признание документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации» Закона N 3266-1 содержала аналогичные положения. Название рассматриваемой статьи сформулировано несколько иначе, что в целом не меняет ее содержательную нагрузку. Однако сравнительный анализ норм образовательных законов позволяет сделать вывод об определенном техническом обновлении в формулировании инструментов, обеспечивающих признание образования в рамках комментируемой статьи.

Прежде всего, уточнено понятие «признание», под которым понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации. Признание иностранного образования или иностранной квалификации предоставляет их обладателю академические, профессиональные и (или) иные права, но только в рамках международных договоров о взаимном признании и (или) законодательства РФ.

Осуществляется признание образования или квалификации, подпадающих под действие международных договоров, а также полученных в образовательных организациях, по установленному Перечню, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.05.2012 N 811-р <1> и на данный момент включает порядка 194 вузов из Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Дании, Израиля, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Китая, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Сингапура, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Южной Кореи, Японии. При этом выбор соответствующих иностранных образовательных организаций осуществляется на основании установленных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 389 <2> критериев.

———————————

<1> Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2012 N 811-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 22. Ст. 2903.

<2> Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 389 «Об утверждении критериев включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации, и критериев включения иностранных образовательных организаций, научных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, научных организаций, которые выдают документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признаваемые на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2414.

Для соответствия образовательной организации установленным требованиям такая организация:

входила и (или) входит одновременно в первые 300 позиций академического рейтинга университетов мира (Academic Ranking of World Universities), всемирного рейтинга университетов (QS World University Rankings) и рейтинга университетов мира Таймс (The Times Higher Education World University Rankings);

не располагается на территориях государств, с которыми заключены международные договоры РФ, регулирующие вопросы признания и (или) установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, обеспечивающие доступ обладателей таких документов к получению образования и осуществлению профессиональной деятельности в Российской Федерации.

За выдачу свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации на территории РФ и дубликата такого свидетельства заявителем уплачивается государственная пошлина (ст. 333.18 НК РФ). Ее размеры установлены п. 1 ст. 333.33 НК РФ: за выдачу свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации — 4000 руб. (подп. 49), а дубликата такого свидетельства — 200 руб. (подп. 50).

Признание документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории РФ не освобождает обладателей указанных документов от соблюдения установленных законодательством РФ общих требований к приему в образовательные учреждения или на работу (в том числе знания государственного языка РФ). Признаваемые документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории РФ должны быть в установленном порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Под легализацией в данном случае понимается консульская легализация, которая в соответствии со ст. 27 Консульского устава РФ <1> представляет собой процедуру, предусматривающую удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Непосредственно процедура легализации осуществляется в соответствии с Административными регламентами МИД России <2>.

———————————

<1> Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 2010. N 28. Ст. 3554.

<2> Приказы МИД России: от 18.06.2012 N 9470 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов»; от 26.05.2008 N 6093 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по консульской легализации документов» (ред. от 12.04.2010) // Российская газета. 2008. N 143.

В случае несоответствия образования или квалификации указанным требованиям их признание и, соответственно, документов, их подтверждающих, осуществляется по результатам экспертизы, которая проводится Рособрнадзором на основании поданного в письменной или электронной форме, в том числе с помощью сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, гражданином соответствующего заявления. По результатам экспертизы Рособрнадзор принимает одно из следующих решений:

1) признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, в том числе признание иностранного образования в качестве периода обучения по образовательной программе определенного уровня с правом на продолжение обучения по данной образовательной программе в Российской Федерации;

2) отказ в признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

При положительном результате экспертизы заявителю выдается свидетельство о признании, форма и сроки выдачи которого определяются Минобрнауки России. Информационное обеспечение процедуры признания документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории РФ осуществляется национальным информационным центром. Согласно распоряжению Правительства РФ от 26.06.2012 N 1089-р <1> такие функции выполняет федеральное государственное научное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования».

———————————

<1> Распоряжение Правительства РФ от 26.06.2012 N 1089-р «Об уполномоченной организации, осуществляющей функции национального информационного центра по информационному обеспечению процедуры признания документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 27. Ст. 3819.

ГЛАВА 3

Международное сотрудничество в сфере образования и экспорт образовательных услуг

В области развития международного сотрудничества основной задачей является осуществление комплекса мер по созданию целостной системы международных связей в области образования, охватывающей как международные так и российский рынок образовательных услуг.
В этой сфере в качестве приоритетных определены следующие направления:

    вхождение России в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера;

    развитие международной академической мобильности и обеспечение участия России в подготовки высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран;

    разработка и осуществление целевых инновационных программ и участие в международных проектах и программах;

    взаимодействие с государствами - участниками СНГ в вопросах создания общего образовательного пространства, удовлетворение образовательных потребностей соотечественников.

В целях дальнейшего развития международной деятельности в области образования следует осуществить :

    выработку предложений в международные договоры Российской Федерации по вопросам интеграции российского образования в международное образовательное сообщество, расширения международных академических обменов;

    содействие российским образовательным учреждениям в вхождении в международный рынок образовательных услуг, организация выставок-ярмарок достижений российского образования;

    организацию работы по распространению русского языка в зарубежных странах;

    развитие сотрудничества с международными и национальными зарубежными организациями, в первую очередь, с ЮНЕСКО, Советом Европы, Комиссией Европейского Сообщества, ОЭСР.

В реализуемой в настоящее время Концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне обозначена важность развития международной деятельности российской высшей профессиональной школы в области подготовки кадров для зарубежных стран и экспорта образовательных услуг.
Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеет высокое качество российского образования и широкий спектр предоставляемых образовательных услуг. В интересах России эффективное использование своего образовательного потенциала, являющегося одним из экспортных ресурсов нашей страны.
Обучение иностранных граждан в вузах Российской Федерации является важной составной частью всего комплекса экспорта образовательных услуг российской системы образования. В сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран государственной задачей должна стать конкурентоспособность иностранных выпускников российских вузов на мировых рынках образования и труда. В 2002 году Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации одобрили разработанную Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях. В целях ее реализации Министерством образования России осуществлен комплекс мероприятий по расширению приема зарубежных студентов в вузы и техникумы Российской Федерации, увеличению числа студентов из государств-участников СНГ в российских вузах, развитию деятельности совместных российско-национальных образовательных учреждений, содействию изучения русского языка в зарубежных учебных заведениях. В российских вузах в 2003-2004 учебном году обучается около 25 тысяч иностранных граждан за счет средств федерального бюджета.
В последние годы резко возросло число граждан зарубежных стран, обучающихся или повышающих квалификацию в образовательных учреждениях Российской Федерации на компенсационной основе. В настоящее время на компенсационной основе в России обучаются свыше 80 тысяч иностранных граждан. Вместе с тем, Российская Федерация оказывает содействие зарубежным странам в подготовке национальных кадров в рамках выполнения договоренностей, закрепленных в международных договорах, а также путем предоставления государственных стипендий.

Ежегодные заявки зарубежных партнеров на расширение подготовки национальных кадров в российских вузах свидетельствуют о высоком международном авторитете российского образования. Это продемонстрировал также Всемирный форум иностранных выпускников российских и советских вузов (Москва, 14-16 мая 2003 г.), на котором свыше 800 участников из 119 стран мира обратились к Правительству Российской Федерации с просьбой увеличить прием граждан своих стран на учебу в российские высшие учебные заведения, шире привлекать иностранных выпускников к реализации мероприятий делового сотрудничества России с другими странами.
В последние годы с государствами-участниками СНГ активно развивается направление сотрудничества, обеспечивающее получение образования на русском языке как титульным населением, так и соотечественниками. Непосредственно в странах эту задачу выполняют созданные совместно с правительствами Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана российско-национальные университеты и русская школа в Туркменистане, в которых обучаются свыше 10 тысяч граждан СНГ и соотечественников. Всего за рубежом создано свыше 70 филиалов высших учебных заведений.
Свыше 2 тысяч российских граждан: студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах мира на основе международных договоров Российской Федерации, а также прямых партнерских связей российских и зарубежных учебных заведений по следующим формам: полный курс обучения, стажировка (в т.ч. языковая), научная работа, повышение квалификации.
Ежегодно проводятся курсы русского языка для студентов и преподавателей из государств СНГ, Европы и Азии. Школьникам-победителям олимпиад по русскому языку выделяются стипендии на учебу в российских вузах.
В истекшем году подписаны межправительственные соглашения с Германией, Италией о сотрудничестве в области изучения и преподавания русского языка, а также с Италией, Молдовой, Францией и Украиной о взаимном признании документов об образовании, внесены на согласование проекты Концепции развития дистанционного образования, Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ.
Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставил право внешнеэкономической деятельности образовательным учреждениям России.
Участие в экспорте образовательных услуг предоставляет большие возможности российским учебным заведениям для расширения их деятельности и совершенствования профессионального уровня подготовки специалистов, продвижения образовательных технологий и программ на международный рынок образования.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества можно также выделить подготовку и реализацию целевых программ участия в международных проектах и программах.
В настоящее время российские образовательные учреждения принимают активное участие в реализации более 70 проектов и программ. В качестве основных программ оказания содействия модернизации российской системы образования могут быть выделены следующие: программа технического содействия ТАСИС и программы межуниверситетского сотрудничества ТЕМПУС-ТАСИС (Европейская Комиссия); программы российско-британского сотрудничества в области общего среднего и профессионального образования (Британский Совет); программы российско-нидерландского сотрудничества (Бюро КРОСС); рабочая программа сотрудничества с Советом Европы.
Основные положения Концепции модернизации российского образования учитываются как при оценке и мониторинге действующих программ и проектов, так и при инициировании новых. Встречи и переговоры, проведенные с основными партнерами (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совет Европы, Европейская Комиссия, Британский Совет, Совет государств Балтийского моря, Баренц-Евроарктический Совет, Форум АТЭС, национальные Министерства образования Нидерландов, Франции, Австрии, Финляндии и др.), продемонстрировали их поддержку новым подходам российской стороны к вопросам реализации международного сотрудничества.
В целях содействия процессу модернизации российского образования и успешной реализации реформ были проведены переговоры по созданию международной стратегической группы экспертов (МСГЭ) из числа зарубежных и российских специалистов в области проведения крупномасштабных реформ в сфере образования. Одной из целей создания МСГЭ является оказание поддержки по различным аспектам наиболее важных направлений модернизации образования.
Российская Федерация выражает большую заинтересованность в развитии Болонского процесса как движения, направленного на гармонизацию европейских образовательных систем и создание общеевропейского образовательного пространства.
В условиях нарастающей академической мобильности сотрудничество с европейскими партнерами становится неотъемлемой частью российской образовательной системы. Система образования Российской Федерации за последние годы претерпела ряд изменений, существенно приближающих ее к модели, предусмотренной Болонской декларацией.

В настоящее время российские университеты активно взаимодействуют в мировом образовательном пространстве с ведущими научными и образовательными центрами США, Европы, стран Азиатского региона, Латинской Америки: создаются совместные образовательные программы, выполняются научно-исследовательские проекты с использованием возможностей российских и зарубежных научных фондов.
С 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации, войдя в качестве полноправного члена в общеевропейскую систему высшего образования и получив возможность активного влияния на ее развитие. Переход на многоуровневое образование со всеми элементами, обусловленными Болонскими требованиями, должен осуществляться эволюционно с сохранением лучших традиций высшего образования России.
Долгосрочные национальные геополитические интересы России, многовековые традиции культурного взаимодействия ставят задачу сохранения функции лидера на постсоветском образовательном пространстве.
Интеграция России в мировое образовательное пространство в условиях присоединения к ВТО должна сопровождаться формированием цельной внешнеэкономической политики, охватывающей как экспорт образовательных услуг, так и их импорт, а также защищающей некоммерческий характер деятельности в сфере образования внутри России.
Экспорт образовательных услуг в разных формах (развитие образовательных связей, международных обменов, привлечение на учебу в российские вузы, создание филиалов за рубежом, дистанционное обучение, развитие гуманитарного сотрудничества, имеющего большое влияние на широкие слои населения) обеспечивает расширение сферы долговременного влияния России на зарубежье и интеграцию страны в мировое образовательное пространство, способствует сохранению и распространению влияния русского языка. Особое значение имеет расширение экспорта образовательных услуг в страны СНГ. В настоящее время в Российской Федерации обучается 57,2 тыс. учащихся из стран СНГ (в том числе 23,9 тыс. по бюджету), что составляет 56% от общего числа иностранных учащихся.


Прием студентов в государственные высшие учебные заведения на бюджетной основе и с полным возмещением затрат на обучение

Доли бюджета и небюджетного приема



Динамика приема на 1-й курс (в тыс. чел.)


Численность обучающихся в государственных учреждениях профессионального образования
(на 10 ты. человек населения)


Численность преподавателей государственных образовательных учреждений (тыс. чел.)


Доля вузов, в которых в 2004/2005 учебном году обучались иностранные граждане, по типам поселений, %


Доля вузов, в которых в 2004/2005 учебном году обучались иностранные граждане, по типу учебного заведения, %


Численность иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах в 1998-2005 годах

Форма обучения

Учебный год

1998/1999

1999/2000

2000/2001

2001/2002

2002/2003

2003/2004

2004/2005

Слушатели подготовительных отделений

Студенты, из них:

Бакалавры

Дипломированные специалисты

Магистры

Аспиранты

Докторанты

Всего

Доля иностранных граждан из различных стран, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %


Доля иностранных граждан из стран СНГ, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %

Доля иностранных граждан из стран Азии, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %

Доля иностранных граждан из стран Ближнего Востока и Северной Африки, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %


Доля иностранных граждан из стран Африки (кроме Северной), обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %


Доля иностранных граждан из стран Латинской Америки, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %


Изменение общей численности иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах в 1998-2005 годах


Численность иностранных граждан по учебным специализациям в российских вузах в 2003/2004 и в 2004/2005 учебных годах


Специализация

Численность

2003/2004

2004/2005

2003/2004

2004/2005

Русский язык и литература

Гуманитарно-социальные специальности (история, социология, психология, журналистика, философия, политология, международные отношения и др.

Педагогика

Медицина

Фармацевтика

Культура, искусство, музыка, физкультура и спорт

Экономика, финансы, менеджмент

Естественные и точные науки, науки о Земле (математика, физика, метеорология, океанология и др.), геология, геодезия, экология и др.

Робототехника и комплексная автоматика, биомедицина, биотехнология

Горное дело

Энергетика, машиностроение, обработка материалов, металлургия

Авиационная и ракетно-космическая техника

Транспортные средства и их эксплуатация

Электронная техника, радиотехника и связь, оптика

Информатика и вычислительная техника, автоматизированные системы управления

Химическая технология

Технология производства товаров широкого потребления, продовольственных продуктов

Строительство и архитектура

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

Ветеринария

Другая специализация

Итого

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве

Международное сотрудничество в области образования - реализация (осуществление) прямых связей и совместной деятельности с иностранными и междунарордными учреждениями и организациями в области образования в соответствии с действующим законодательством и национальными интересами страны.

Важную роль в системном расширении международных научно-педагогических контактов российских вузов играет взаимодействие с международными организациями, фондами и программами в области образования и науки. Широкое развитие получило двустороннее и многостороннее научно-педагогическое сотрудничество вузов, в том числе при содействии целевых программ Европейского Союза, при участии национальных организаций и фондов. Существенно возросло число прямых договоров с зарубежными университетами, расположенными во многих странах мира. В 1998-2000 годах Россия ратифицировала количество основополагающие концепции в области образования, принятые под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы. Подписано значительное двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве с высшими школами зарубежных стран. }