Цветовая маркировка баллонов. Маркировка газовых баллонов


Информация на корпусе баллона

На корпусе нанесены сведения о баллоне (масса корпуса, дата производства, даты аттестаций и прочее), позволяющие сделать вывод о пригодности баллона к дальнейшей эксплуатации. Ниже приведены наиболее типичные записи и дается их расшифровка.
Кислородные, ацетиленовые, азотные, аргоновые и углекислотные баллоны.

Надписи выбиты непосредственно на корпусе баллона в районе горловины. Иногда (особенно у старых баллонов) частично закрыты слоями краски и не видны.

1. Только для ацетиленовых баллонов. Символы "ЛМ" или "ПМ" - тип наполнителя баллонов (ЛМ - литая масса, ПМ - пористая масса). Запись "ПМ" не всегда соответствует действительности, т.к. случается, что завод заменил наполнитель не сделав об этом отметки на корпусе.

2. Заводской номер баллона.

3. Фактическая вместимость баллона по воде при изготовлении в литрах. При превышении мерной вместимости балона над заводской более чем на 1.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (нарушение геометрии корпуса, риск образования микротрещин).

4. Фактическая масса корпуса баллона при изготовлении. При уменьшении массы корпуса против номинальной более чем на 7.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (унос массы, коррозия и истончение стенки).

5. Рабочее ("Р") и проверочное ("П") давления баллона в атмосферах.

6. Дата изготовления и следующей переаттестации в формате "MM.ГГ.АААА", где "MM" - номер месяца изготовления, "ГГ" - две последние цифры года изготовления, "АААА" - год следующей переаттестации (либо "АА" - две последние цифры года следующей переаттестации). Буква "N" - клеймо завода, свидетельствующее о том, что запись относится к сведениям об изготовлении баллона.

7. Буквенно-цифровой шифр, обведенный в круг - клеймо завода или лаборатории, где проводилась переаттестация.

8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате "MM.ГГ.АААА", где "MM" - номер месяца переаттестации, "ГГ" - две последние цифры года переаттестации, "АААА" - год следующей переаттестации (либо "АА" - две последние цифры года следующей переаттестации). Если баллон проходил несколько переаттестаций, то сведения о них, как правило, выбиваются друг под другом или, что реже, к существующей записи добавляется год следующей переаттестации в формате ".АА" и эта запись заверяется клеймом. При этом надпись приобретает следующий, например, вид: "R 1.92.97.02 R", что следует читать так: баллон переаттестовывался в январе 1992 года и, затем, в январе 1997 года снова прошел переаттестацию, которая будет действительна до января 2002. (символ "R" изображает здесь клеймо участка переаттестации.)

Надписи на приведенном на рисунке баллоне следует читать так: баллон № 36847 изготовлен в феврале 1990 года. Масса корпуса 63.4 кг, вместимость 40.1 литра. Проведены гидравлические испытания корпуса на 225 атм, разрешенное номинальное (рабочее) давление 150 атм. В марте 1995 года баллон прошел очередную переаттестацию на участке "Ц4", дата следующей переаттестации - март 2000 года.

На корпусе нанесены сведения о баллоне (масса корпуса, дата производства, даты аттестаций и прочее), позволяющие сделать вывод о пригодности баллона к дальнейшей эксплуатации. Ниже приведены наиболее типичные записи и дается их расшифровка.

Кислородные, ацетиленовые, азотные, аргоновые и углекислотные баллоны

Надписи выбиты непосредственно на корпусе баллона в районе горловины. Иногда (особенно у старых баллонов) частично закрыты слоями краски и не видны.

1. Только для ацетиленовых баллонов. Символы "ЛМ" или "ПМ" - тип наполнителя баллонов (ЛМ - литая масса, ПМ - пористая масса). Запись "ПМ" не всегда соответствует действительности, т.к. случается, что завод заменил наполнитель не сделав об этом отметки на корпусе.

2. Заводской номер баллона.

3. Фактическая вместимость баллона по воде при изготовлении в литрах. При превышении мерной вместимости балона над заводской более чем на 1.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (нарушение геометрии корпуса, риск образования микротрещин).

4. Фактическая масса корпуса баллона при изготовлении. При уменьшении массы корпуса против номинальной более чем на 7.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (унос массы, коррозия и истончение стенки).

5. Рабочее ("Р") и проверочное ("П") давления баллона в атмосферах.

6. Дата изготовления и следующей переаттестации в формате "MM.ГГ.АААА", где "MM" - номер месяца изготовления, "ГГ" - две последние цифры года изготовления, "АААА" - год следующей переаттестации (либо "АА" - две последние цифры года следующей переаттестации). Буква "N" - клеймо завода, свидетельствующее о том, что запись относится к сведениям об изготовлении баллона.

7. Буквенно-цифровой шифр, обведенный в круг - клеймо завода или лаборатории, где проводилась переаттестация.

8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате "MM.ГГ.АААА", где "MM" - номер месяца переаттестации, "ГГ" - две последние цифры года переаттестации, "АААА" - год следующей переаттестации (либо "АА" - две последние цифры года следующей переаттестации). Если баллон проходил несколько переаттестаций, то сведения о них, как правило, выбиваются друг под другом или, что реже, к существующей записи добавляется год следующей переаттестации в формате ".АА" и эта запись заверяется клеймом. При этом надпись приобретает следующий, например, вид: "R 1.92.97.02 R", что следует читать так: баллон переаттестовывался в январе 1992 года и, затем, в январе 1997 года снова прошел переаттестацию, которая будет действительна до января 2002. (символ "R" изображает здесь клеймо участка переаттестации.)

Надписи на приведенном на рисунке баллоне следует читать так: баллон № 36847 изготовлен в феврале 1990 года. Масса корпуса 63.4 кг, вместимость 40.1 литра. Проведены гидравлические испытания корпуса на 225 атм, разрешенное номинальное (рабочее) давление 150 атм. В марте 1995 года баллон прошел очередную переаттестацию на участке "Ц4", дата следующей переаттестации - март 2000 года.

Пропановые баллоны

Надписи нанесены на специальный металлический шильдик, закрепленный в верхней части корпуса баллона вокруг вентиля.

1. Рабочее давление баллона в мегапаскалях (1 МПа ~ 10 атм).

2. Проверочное (испытательное) давление баллона в мегапаскалях.

3. Фактический объем баллона при изготовлении в литрах.

4. Заводской номер баллона.

5. Дата изготовления баллона в формате "MM.ГГ.АА", гдк "ММ" - месяц изготовления, "ГГ" - год изготовления, "АА" - год следующей аттестации баллона.

6. Масса порожнего баллона при изготовлении в килограммах.

7. Номинальная масса баллона, полностью заполненного газом.

8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате "R-АА", где "R" - клкймо завода или участка переаттестаци баллонов, "АА" - год, до которого будет действительна данная аттестация.

Таким образом паспорт приведенного на рисунке баллона читается следующим образом: баллон №066447 изготовлен в ноябре 1999 года и допущен к эксплуатации до ноября 2004 года. Проведены гидравлические испытания баллона при давлении 2,5 МПа (25 атм) и баллон разрешен к эксплуатации при наоминальном давлении 1,6 МПа (16 атм). Фактическая масса баллона при изготовлении - 22,4 кг, объем - 50,4 литра. По истечении срока аттестации, участком, которому присвоен шифр "Ц4", была проведена переаттестация баллона и баллон допущен к эксплуатации до ноября 2009 года.

Существенные дополнения: запрещается эксплуатация баллонов, имеющих нарушения геометрии (вмятины, вздутия, общую бочкообразность и т.п.); баллоны не должны иметь следов повреждения краски огнем; Баллоны с поражением ржавчиной свыше 30% поверхности баллона к обмену также не принимаются.

Окраска и нанесение надписей на газовые баллоны осуществляется с целью избежания ошибочного заполнения баллона не предназначенным для него газом. Окраску осуществляют либо на заводе-изготовителе (при изготовлении), либо на газонаполнительных станциях (при эксплуатации). Наружную поверхность баллона окрашивают в определенный цвет и наносят соответствующую газу надпись и сигнальную полосу. Окраска баллонов должна соответствовать "Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".

В России принята следующая схема окраски и маркировки баллонов с сжатыми газами:

Газ
Обозначение
Цвет баллона
Цвет надписи
Цвет полосы
Азот
N2
черный
желтый коричневый
Аммиак
NH3
желтый
черный
---
Аргон сырой
Ar
черный
белый
белый
Аргон технический
Ar
черный синий синий
Аргон чистый
Ar
серый
зеленый
зеленый
Ацетилен
C2H2
белый
красный
---
Бутилен
C4H8
красный
желтый
черный
Водород H2 темно-зеленый красный ---
Гелий He
коричневый
белый
---
Закись азота
N2O
серый
черный
---
Кислород
O2
голубой
черный
---
Кислород медицинский O2
голубой
черный
---
Нефтегаз

серый
красный
---
Сернистый ангидрид SO2
черный
белый
желтый
Сероводород H2S
белый
красный
красный
Сжатый воздух
черный белый ---
Углекислота CO2
черный
желтый
---
Фосген CCl2O
защитный
---
красный
Фреон-11
CFCl3
серебристый
черный
синий
Фреон-12 CF2Cl2
серебристый
черный
---
Фреон-13 CF3Cl
серебристый
черный
две красных
Фреон-22 CHF2Сl
серебристый
черный
три желтых
Хлор Cl2
защитный
---
зеленый
Циклопропан C3H6 оранжевый черный ---
Этилен C2H4
фиолетовый
красный
---
Все остальные горючие газы
красный
белый
---
Все остальные негорючие газы
черный
желтый
---

Данная цветовая маркировка не распространяется на баллоны с .

За рубежом маркировка баллонов отличается от принятой в России. В Европейском союзе окраска баллонов с газом определяется стандартом EN 1089-3.

Согласно стандарту , газовые баллоны (за исключением баллонов со сжиженным газом и нефтегазом) маркируются на плече, при этом цвет маркера зависит не от содержимого баллона, а от представляющей опасности. Таким образом, для маркирования газовых баллонов применяются следующие цвета:

  • желтый - RAL 1018 (ядовитый и/или коррозионный газ);
  • красный - RAL 3000 (легковоспламеняющийся газ);
  • голубой - RAL 5012 (окисляющий газ);
  • светло-зеленый - RAL 6018 (удушающий инертный газ).

Однако наряду с такой маркировкой газов стандарт предусматривает и фиксированную маркировку, которая применяется к кислороду, азоту, закиси азота, гелию. Для них предусмотрены белый, черный, темно-синий и коричневый цвета соответственно. По карте RAL эти цвета имеют номера 9010, 9005, 5010 и 8008.

Кислород - голубая; поперечная надпись чёрными буквами: кислород.
Водород -темнозелёная с двумя красными полосами вверху баллона (по 25 мм) и одной красной полосой (50 мм) внизу. Надпись водород (красным) - над верхней красной полосой.
Ацетилен-белая с надписью вверху: ацетилен (красным).
Аммиак - жёлтая с надписью: аммиак (чёрным).
Хлор - защитная. В верхней части - поперечная полоса зелёного цвета шириной 25 мм.
Метан - красная с надписью: метан (белым).
Азот - чёрная, на верхней части коричневая полоса и надпись: азот (жёлтым).
Аргон - чёрная с белой горизонтальной полосой вверху с надписью: аргон (синим).
Углекислота - чёрная с надписью: углекислота (жёлтым).
Гелий-;коричневая с надписью: гелий (белым).
Сероводород - белая с красной поперечной полосой вверху и надписью: сероводород (красным).
Для горючих газов - красная с надписью (жёлтым). , На баллонах должны быть указаны (клеймами) марки завода, порядковый номер баллона, год изготовления, дата следующего испытания, вес баллона, ёмкость в литрах, рабочее (Р) и пробное (П) давление, клеймо ОТК.

Основные правила при работе со сжатыми и сжиженными газами в баллонах.
Обращение с баллонами.

1 Не допускать возможности падения баллонов и ударов при перевозке.
2. При перевозке и хранении баллоны должны быть снабжены предохранительным колпаком и гайкой-заглушкой.
3. Не ставить баллоны вблизи печей (не ближе 5 м) и других источников нагрева (не ближе 1 м). Защищать баллоны от действия солнечных лучей.
4. При работе в лаборатории закреплять баллоны в подставках или хомутами (скобами), прикреплёнными к столам или стене.

Эксплуатация баллонов.

1. Брать газ из баллона можно только с помощью редукционного вентиля. Исключение из этого правила допускается только в том случае, когда выпускается жидкая углекислота для получения сухого льда.
2. При работе с кислородным баллоном ни в коем случае не допускать присутствия следов жира, масла, смазки, а также горючих прокладок в редукционном вентиле и на арматуре баллона, так как возможно воспламенение их в атмосфере сжатого кислорода.
3. По присоединении редукционного вентиля медленно открывать вентиль баллона. Отвинчивать и подтягивать гайку редукционного вентиля можно только при закрытом вентиле баллона.
4. Выпускать газ из баллона полностью нельзя, следует оставлять в нём остаточное давление (порядка 2 am). Баллоны, в которых нет остаточного давления, на, перенаполнение заводом непосредственно не принимаются.
Выпуск жидкой углекислоты из баллона для получения сухого льда
Углекислота из баллона выпускается в мешок из плотной материи без редукционного вентиля. Во время выпуска баллон надо держать так, чтобы его нижний конец был выше головки. Сначала надеть мешок на баллон, затем (через мешок) открыть вентиль баллона полностью, поворачивать его во время выпуска в ту или другую сторону, прочищая этим выходное отверстие баллона. Закрывать баллон также не снимая мешка. Рекомендуется работать в перчатках.