Общение как социальный феномен кратко. Социально-психологические эффекты общения, влияние их на взаимодействие и применение их в обучении

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что жизнь человека невозможна без его контактов с другими людьми.

Потребность в общении одна из наиболее важных потребностей. Возникает данная потребность с рождением человека. С течением времени потребность в общении меняется как по форме, так и по содержанию. При этом особенно остро потребность в общении со сверстниками проявляется в старшем дошкольном возрасте.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте занимает главное место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. С тем, как складывается отношением со сверстниками, зависит психологическое, социальное и физическое развитие детей.

Основными критериями общения являются: внимание и интерес к другому, эмоциональное отношение к нему, инициативность и чувствительность. Общение представляет собой эмоциональное отношение человека к человеку. Поэтому общение со сверстниками формирует, развивает и корректирует эмоциональную сферу ребенка.

Неудовлетворенность в общении со сверстниками может привести к повышенной тревожности, агрессии, неуверенности ребенка.

Степень разработанности проблемы. Проблемой общения дошкольников занимались такие ученые как: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Н. Галигузова, В.А. Горянина, В.П. Зинченко, М.С. Каган, С.В. Корницкая, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов и др.

Цель исследования состоит в изучении структурно-динамического анализа общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

Объектом исследования выступает общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

Предметом исследования является структурно-динамический анализ общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть общение как деятельность.

2. Раскрыть структурно-содержательные характеристики общения.

3. Выявить особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.

4. Выявить особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался метод теоретического анализа и обобщения психолого-педагогических источников по проблеме исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Феномен общения в психологии» - рассмотрено общение как деятельность; раскрыты структурно-содержательные характеристики общения.

Во второй главе «Онтогенетические аспекты общения как ведущего вида деятельности» выявлены особенности общения детей.

ФЕНОМЕН ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Общение как деятельность

Общение представляет собой процесс передачи информации от человека к человеку, сложный процесс установления и развития контактов между людьми или группами людей, который порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя три различный процесса: обмен информацией, обмен действиями, а также восприятие и понимание партнера. Человеческая деятельность невозможна без общения.

Общение необходимо рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (деятельность это не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность. Главная особенность общения как деятельности - это то, что посредством общения человек формирует свои отношения с другими людьми. Общение - условие, без которого человек не может познать действительность. Общение - обязательный компонент тех видов деятельности, которые предусматривают взаимодействие людей. Благодаря устойчивости психологических закономерностей общения, люди разного уровня культурного развития и разного возраст могут общаться.

Некоторые исследователи рассматривают деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, а не как взаимосвязанные процессы. Так, например, Б.Ф. Ломов считает, что общение нельзя определить как вид человеческой деятельности, так как общение связывает субъект с субъектом, а не с другим объектом.

Другие исследователи понимают общение как определенную сторону деятельности: общение включено в любую деятельность, является ее элементом. При этом сама деятельность рассматривается как условие, и как основание общения.

М.С. Каган не сводит всю деятельность человека только к предметной деятельности, в соответствии с этим общение представляет собой разностороннее проявление человеческой активности .

М.С. Каган рассматривает два варианта межсубъектной деятельности. Один вариант не опосредован, а другой опосредован отношением к объекту (Рисунок 1).

Рисунок 1. Варианты межсубъектной деятельности

А.А. Бодалев отмечает, что общение это не только необходимый компонент деятельности людей, но и обязательное условие нормального функционирования их общностей.

Как вид деятельность, общение рассматривал А.А. Леонтьев.

Рассматривая общение как деятельность, Б.Г. Ананьев подчеркивал, что через общение человек строи свои отношения с другими людьми. В своем труде «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьев отмечал, что поведение человека представляет собой общение, практическое взаимодействие с людьми в разных социальных структурах.

Б.Г. Ананьев указывал на то, что являясь обязательным компонентом различных видов деятельности, общение представляет собой условие, без которого познание действительности невозможно.

По мнению М.И. Лисина, «общение» является синонимом коммуникативной деятельности. Данная точка зрения поддерживается Г.А. Андреевой, В.П. Зинченко и С.А. Смирновой.

Общение как деятельность определяется мотивами и целями. Мотив является причиной, которая побуждает человека к определенной деятельности. Общим мотивом речевой деятельности является необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми. Цели речевой деятельности включают в себя поддержание социальных и личных взаимоотношений, организацию труда, быта и досуга человека.

Исследователи отмечают, что ведущей и единственной самостоятельной деятельностью ребенка в перовом полугодии является общение.

У ребенка развитие общения происходит в несколько этапов. Сначала появляется контактная функция. Цель данной функции установить и поддержать контакт со взрослым. Затем ребенок овладевает информационной функцией. Освоение данной функции предполагает наличие способности устанавливать контакт.

Необходимо отметить, что статус деятельности, общению придает функция усвоения искусственных знаковых средств в онтогенезе.

Как уже отмечалось, в онтогенезе общение первичная форма отношения ребенка к окружающей среде. Вначале эта форма предполагает понимание со стороны другого субъекта (прежде всего, матери), а затем взаимопонимание (ребенок не только выражает свои желания, но и учитывает интересы других, от которых зависит реализация его собственных).

Постепенно общение переходит в предметную деятельность, которая, в свою очередь, реализует отношение ребенка к миру. В предметной деятельности происходит изучение ребенком определенных предметов. С помощью предметной деятельности у ребенка формируется объективное отношение к миру.

Общение представляет собой потребность человека, которая объясняется его социальной природой и включает как материальные формы жизнедеятельности человека, так и духовные.

Потребность человека в общении очень велика и значима. В течение своей жизни человек постоянно взаимодействует с другими людьми, следовательно, и общается.

Люди общаются в процессе совместной деятельности и обмениваются информацией. Общение главное условие формирование личности.

Благодаря общению формируется социальная ориентация человека (представление о своей позиции в группе).

Общение определяется системой общественных отношений, однако, в структуре общения нельзя отделить личное от общественного. Средством общения выступает язык, механизмом проявления которого является речь. Речь формируют слова, которые являются и орудием мыслительной деятельности и средством контакта.

В общении принято выделять три связанных друг с другом стороны:

Коммуникативную.

Интерактивную.

Перцептивную.

Коммуникативная сторона обеспечивает обмен информацией. Интерактивная сторона организует взаимодействие между индивидами в процессе общения (обмен не только знаниями и идеями, но и действиями). Перцептивная сторона помогает партнерам по общению воспринимать друг друга и устанавливать взаимопонимание.

Что касается типов общения, то их различают четыре типа, в зависимости от уровня взаимодействия:

Первый тип - уровень манипулирования (один субъект рассматривает другого субъекта как средство или помеху относительно проекта своей деятельности, своего замысла).

Второй тип - уровень рефлексивной игры (субъект, стремится к выигрышу, путем реализации своего проекта и блокированию чужого).

Третий тип - уровень правообщения (субъекты общения признают право существования проектов деятельности друг друга, а также принимают проект взаимной ответственности).

Четвертый уровень - уровень нравственного общения (высший уровень, на котором субъекты принимают проект совместной деятельности, в результате добровольного согласования).

Итак, общение рассматривается как взаимодействие двух или более лиц путем обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Путем общения осуществляется организация совместной деятельности.

Объектом психологического изучения выступает человек, как субъект деятельности, так как в деятельности формируются такие психические свойства личности как: характер, эмоции, установки, отношения. Первым отечественным психологом, который стал изучать деятельность, был В.С. Выготский, который считал, что деятельность представляет собой механизм познания психики человека, формирования у него высших психических функций.

Изучение индивидуальной деятельности происходит в системе общественных отношений. Развитие видов человеческой деятельности происходит в тесной связи с развитием потребностей. Отношение мотив цель способ действия играет ведущую роль в организации деятельности.

В психологии принято выделять три вида деятельности:

1. Игра. Представляет собой первый вид деятельности, в которую включается ребенок. В игре формируются и проявляются потребности ребенка.

2. Учение. Представляет собой деятельность, объектом которой является человек, овладевающий знаниями, умениями и навыками.

3. Труд. Представляет собой сознательную целенаправленную деятельность, которая определяется продуктивностью.

Таким образом, деятельность является специфическим видом активности человека, которая направлена на познание и преобразование окружающего мира и самого себя.

Деятельность и общение взаимосвязанные явления. В процессе общения формируется совместная деятельность, осуществляется взаимный обмен информацией и коррекция действий. Общение определяет выбор цели, и выступает как фактор организации совместной деятельности.

Понятие общения

Изучение феномена общения берет свое начало в середине XIX века. В нашей стране среди исследователей, занимавшихся проблемой общения, следует назвать, прежде всего, имена В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и Л. С. Выготского. Однако после весьма активного изучения общения в 20-е годы ХХ века интерес к этой проблеме снизился, чтобы вновь разгореться в конце 60-х годов.

В последние три десятилетия благодаря работам Б. Г. Ананьева, Г. M. Андреевой, А. А. Бодалёва, А. А. Брудного, Я. Л. Коломинского, E. C. Кузьмина, A. A. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, В. Н. Панферова, Б. Д. Парыгина и многих других проблема общения заняла одно из центральных мест в психологии и представляет сегодня одну из самых активно исследуемых ее областей. По состоянию на 1995 г., в нашей стране было выполнено 1158 научных исследований по проблемам общения. Число зарубежных работ по этой проблеме в десятки раз больше. Интерес исследователей можно объяснить тем, что общение – это ведущая деятельность человека и потому, как человек общается, можно судить об уровне его психического развития. Однако было время, когда общению не уделяли должного внимания. В начале XIX века в Европе большое распространение имели дома ребенка. Там детей содержали в тепле, одевали и кормили. Однако специалистов стала поражать страшная статистика. Многие дети, не дожив до года, умирали. Специалисты были обеспокоены. Симптомы заболевания напоминали состояние взрослых людей при потере своих близких: плаксивый взгляд, отсутствие интереса к жизни и пр. Первоначально специалисты посчитали, что отсутствие витаминов в рационе питания приводит к таким последствиям – улучшили питание, но ничего не изменилось. Тогда посчитали, что это микробы, вирусы – детей разъединили друг от друга. Но смертность как была, так и продолжала расти. Проблему помогла решить обыкновенная няня одного из детских домов Германии. Она привязывала ребенка себе за спину и чем бы ни занималась в течение дня – работала или ела – он всегда находился с ней рядом. Постепенно ребенок оживал, и симптомы болезни быстро исчезали. Стало ясно, что ребенку не достаточно просто есть, пить, находится в тепле, т. е. удовлетворять свои биологические потребности. Ему необходимо общение со взрослым, человеческое тепло. Так в психологии появилось новое понятие – потребность в общении . Болезнь, возникающая при отсутствии или дефиците общения, называли госпитализмом .

Французский психолог Рене Спиц изучал детей из домов ребенка. Дети сильно отставали от своих сверстников в психическом развитии. К двум годам многие умирали, а те, кто выжил, в четырехлетнем возрасте не умели ходить, говорить, самостоятельно одеваться, кушать, отставали в росте и весе, страдали различными дефектами. Дети, пережившие госпитализм, затем трудно адаптируются в среде сверстников, в обществе в целом. Кроме того, став взрослыми, такие дети не способны к созданию своей собственной семьи, не говоря уже о том, чтобы иметь и своих собственных детей.

Итак, роль общения в жизни человека очень велика, особенно на начальных этапах его развития. Так, до года ведущей деятельностью ребенка является эмоциональное общение. Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские психологи Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на 6-й неделе жизни ребенка его поведение при виде взрослого человека резко изменяется. Если раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и быстро убегал в сторону, то теперь происходит совсем другое: ребенок долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется улыбка, он оживляется: быстро перебирает ножками и ручками, начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка осмысленно, он тянется к взрослому и готов к общению с ним. Ученые такую реакцию ребенка на появление взрослого назвали «комплексом оживления». Дальнейшие исследования советских психологов Б. Эльконина и М. И. Лисиной показали, что «комплекс оживления» есть не что иное, как выражение потребности ребенка в общении со взрослым, активная попытка малыша привлекать и удерживать внимание взрослого человека.

Американский ученый Гарри Харлоу проводил опыт с обезьянками. В клетку к маленьким обезьянкам он помещал проволочную (холодную) и теплую мягкую «маму». У каждой «мамы» была бутылочка с молоком. Когда обезьянки хотели есть, то каждая кормилась у любой «мамы», но как только они слышали сигнал опасности, каждая из них бежала к теплой «маме» и пряталась за нее. Данный опыт показывает, что даже животные тянутся к теплой, живой маме.

Советский психолог С. Ю. Мещерякова проводила исследование с маленькими детьми. Она помещала годовалых детей в незнакомую комнату. Хотя в комнате было много привлекательных предметов, дети плакали, искали свою маму. Испуг еще сильнее увеличивался, когда в комнату входил незнакомый человек. Но стоило матери взять ребенка на руки, страх сразу исчезал, ребенок успокаивался и начинал играть. Таким образом, общение с близкими людьми не только дает ребенку новые впечатления, но и защищает от страха, придает спокойствие и уверенность.

В 1956 г. французская исследовательница Марсель Жебер изучала развитие движений у африканских детей. Большинство негритянских детей в один и два года резко превосходят европейских детей по физическому развитию, так и речи и социальных реакций. 93 % негритят в возрасте одного года имеют IQ свыше 100, а в два года таких детей насчитывается около 80 %. Объяснение такому развитию было найдено – тесный контакт маленьких африканцев с матерью. Ребенок живет в мире тепла, постоянно защищаемый своей матерью, и этот исключительный комфорт обеспечивает ему полную безопасность. Причем чем младше ребенок, тем разрыв в показателях больше. Но к двум годам развитие африканца замедляется. Мать начинает отдаляться от ребенка. Она не может его носить постоянно с собой за спиной и отвязывает его. А европеец, адаптировавшись к жизни и в своем одиночестве, начинает идти вперед, опережая африканца. Почему? Оказалось, что для африканца разлука с матерью – это психологическая травма, от которой оправиться становится сложно.

Итак, данные исследования подтверждают значимость процесса общения как для ребенка, так и для взрослого человека.

В психологии общение следует рассматривать как:

1) Информационный процесс .Передача информации – важнейший атрибут общения, где определяющей установкой такого взаимодействия является «Я» и «Другой». В процессе информирования действуют различные пристройки: «сверху», «снизу» и «наравне»:

пристройка сверху : первый партнер считает, что именно он является более значимым во взаимоотношениях. Человек, находящийся в этой позиции отличается высокомерностью, амбициозностью и уверенностью в себе;

пристройка снизу : первый партнер находится в роли просящего или сам добровольно уступает место ведущему, занимая позицию снизу. Отличается скромностью, смирением, может быть, неуверенностью в себе;

пристройка наравне : партнеры находятся в равных условиях общения, понимают и поддерживают друг друга, не возвышаясь и не занижая себя.

2) Деятельность .Согласно А. A. Леонтьеву, если понимать общение как деятельность, то следует исходить из его:

– интенциональности (т. е. наличия цели общения и специфического мотива общения),

– результативности (как меры совпадения результата с намеченной целью);

– нормативности (т. е. обязательности социального контроля за протеканием и результатами акта общения);

– предметности (предмет общения – другой человек, партнер по совместной деятельности).

Цель деятельности общения обычно определяется как управление поведением собеседника, а само общение рассматривается как процесс решения коммуникативных задач.

3) Отношение .Первым в отечественной психологии, кто описывал общение, используя понятие «отношение», был русский врач и психолог Александр Фёдорович Лазурский. В работах его ученика Владимира Николаевича Мясищева, видного русского ученого психиатра и
психолога, исследователя проблем человеческих способностей и отношений, это понятие приобрело статус категории. Согласно воззрениям этих авторов, люди в силу материальной или духовной необходимости вступают в межличностный контакт. До момента вступления в контакт каждый из них различно относился к тем или иным событиям, фактам, явлениям действительности. Контактируя друг с другом, люди обмениваются информацией (вербальной и невербальной), предметными действиями, эмоциями и подвергают, таким образом, воздействию собственное отношение и отношение партнера к чему-то. Результатом общения является появление нового отношения, которое приобретает значение регулятора дальнейшего поведения.

В наиболее общей форме общение следует понимать как событие индивидов, являющееся в то же время условием, фактором и способом бытия и развития каждого из них .

Рассматривая общение как деятельность, можно выделить цель, содержание и средства.

1. Цель общения – это то, ради чего возникает данный вид активности. Цели общения имеются как у животных, так и у человека. У животных целью общения является передача сигналов об опасности, о приеме пищи, об определении своей территории и пр. У человека количество целей общения увеличивается: передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, установление контактов и т. д. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических нужд, то у человека они выступают как средство удовлетворения многих потребностей: культурных, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и творческих.

2. Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. У человека содержание общения шире и глубже, чем у животных, т. к. включает в себя много дополнительных компонентов выражения данного содержания: эмоциональный (теплота, внимательность, эмпатия); когнитивный (особенности восприятия информации, поиска новой информации); поведенческий (жесты, мимика, движения, поза, походка, пантомимика, речь); нравственный (ответственность, самоуважение, всегда остаться человечным даже в условиях повышенной враждебности социальной среды).

3. Средства общения – современные способы кодирования, передачи и расшифровки информации: телефон, Интернет, аудиозаписи, схемы, рисунки, чертежи и пр.

Таким образом, все это характеризует общение как сложный процесс деятельности, который имеет свою структуру и характеризуется определенной направленностью.

Структура общения

Отечественная психология рассматривает три главных компонента общения .Названия этих компонентов разными авторами предлагаются различные. Так, Я. Л. Коломинский: регулятивный, аффективный, когнитивный; A. A. Бодалёв: праксический, аффективный, гностический; Б. Ф. Ломов: регулятивный, аффективный, информационный; Г. М. Андреева: коммуникативный, интерактивный, перцептивный; Н. Н. Обозов: поведенческий, аффективный, гностический, но их смысл и основное содержание почти полностью совпадают. Однако если исходить из характеристики личности, согласно которой атрибутивными компонентами личности являются социальность , субъектность , нравственность , трансцендентность и неповторимость , то нельзя ограничиваться лишь упомянутой триадой. Особо следует сказать о нравственности и этической стороне общения. Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости выделить в общении наряду с познавательным, эмоциональным и поведенческим компонентами также нравственный компонент, в котором находят свое выражение потребностно-мотивационная и ценностно-смысловая составляющие поведения данного человека.

Поведенческий компонент объединяет действия, осуществляемые в ходе общения и доступные прямому наблюдению: мимику, жесты, пантомиму, речь, тактические схемы поведения в различных ситуациях. Это техническая сторона общения.

Эмоциональный компонент включает характеристики самооценки, способность к сочувствию и сопереживанию (эмпатия). Значимость эмоционального компонента в том, что он является ключом, открывающим двери общения. Основой взаимодействия процесса общения является межличностный контакт – это состояние взаимного тяготения людей друг к другу, возникающее при встрече одного человека с другим и вызывающее теплоту общения. Теплота – это эмоциональное состояние уважения прав личности партнера по общению, выраженное невербальными средствами (ободряющей улыбкой, прикосновениями, интонациями голоса).

Когнитивный компонент включает особенности перцептивной сферы (особенности восприятия информации, поиска аналоговой информации в хранилищах собственной памяти, наличие индивидуальных ограничений в межличностном познании и понимании).

Таким образом, представленная психологическая структура указывает на сложность и неоднозначность феномена общения. Все компоненты проявляются во взаимосвязи друг от друга и обнаруживают непосредственное взаимодействие друг с другом. Рассматривая феномен общения и его социально-психологическую составляющую, следует указать на то, с чего все начинается, какие стадии и на каком уровне происходит общение.

Стадии и уровни общения

Общение – это не спонтанное хаотичное образование, а структурированный организованный процесс, состоящий из определенных стадий, которые следуют друг за другом и определяют характер проявление последующей стадии. Отечественный психолог, врач-психиатр, автор популярных книг по психологии и психотерапии Анатолий Борисович Добрович выделил основные стадии и уровни человеческого общения .

Стадии общения:

1) взаимонаправленность – выбор партнера по общению;

2) взаимоотражение – оценка актуальной роли собеседника, своего рода зеркальное отражение актуальной роли друг друга;

3) взаимоинформирование – передача информации;

4) взаимоотключение – уход от общения, расставание участников общения.

В общении все стадии протекают незаметно друг за другом, образуя целостный процесс взаимодействия. Однако если появляются какие-то сложности в общении, то зная последовательность построения общения, можно разобраться и понять, что было не так, какие ошибки человек допустил на той или иной стадии. Общение бывает разным по качеству, по характеру, по тому впечатлению, которое оно на нас производит. Чтобы описать это явление, А. Б. Добрович ввел понятие «уровни общения ». Прежде чем рассказать о самих уровнях общения, следует разобраться, что же является определяющим для самого понятия «уровень общения». Это:

1) способность выражать свои мысли;

2) подход к самому общению – умение подобрать нужные слова;

3) темп речи в зависимости от ситуации;

4) чувство юмора.

Во всем многообразии диалогов и их вариаций автор выделяет три основных уровня общения:

Высокий уровень общения – предполагает уважение и знание собеседника, отношение к нему с учетом личностных особенностей. К нему относятся: духовный, деловой и игровой уровни.

Конвенциональный уровень – золотая середина. Включает элементарные знания в области общения и личности человека: надо быть внимательным к личности собеседника, придерживаться доброжелательного тона, говорить слова благодарности и т. д.

Низкий уровень общения – отношение к собеседнику как вещи, нужной или нет. Здесь нет установки на сотрудничество и взаимопонимание. Главное – наличие собеседника как объекта для слушания. К нему относятся: манипулятивный, стандартизованный и примитивный уровни. На практике это выглядит так:

1) если партнеры грубы, общаются только с какой-то целью для себя – это общение на примитивном уровне;

2) если в отношениях чувствуется неискренность, ощущение какой-либо фальши, игры – это манипулятивный уровень общения;

3) если партнеры действуют только в пределах своих социальных ролей – это стандартизованное общение.

Как определить уровень общения собеседника?

1. Когда же в партнере видят личность, с настроением и мнением которой нельзя не считаться, стремятся найти какое-нибудь оптимальное решение – это конвенциональное общение .

2. Общение на деловом уровне – происходит между партнерами, которых связывают отношения сотрудничества, они видят друг в друге товарищей по общему делу.

3. Игровой уровень – превосходит предыдущие тонкостью содержания и богатством оттенков. Его называют праздничным.

4. Духовный уровень – высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как личность, носитель духовного начала.

Уровни общения – это важная составляющая жизнедеятельности человека. Согласно А. Б. Добровичу, каждый человек имеет свой уровень общения, с позиции которого строятся и его слова и поступки. Хорошо, когда люди общаются, находясь на одинаковых уровнях, тогда как несовместимость уровней приводит к конфликтам и непониманию. Следует помнить, что стремиться надо к высоким уровням общения. Опуститься до примитива – это дело простое, а вот подняться или сохранить общение на высоком уровне может не каждый человек!

Для того чтобы подойти к пониманию собственно процесса общения, необходимо рассмотреть основные ее стороны. В общении выделяют три взаимосвязанные стороны (теории):

– перцептивная сторона общения – это процесс восприятия друг друга партнерами по общению;

– коммуникативная – включает процесс обмена информации;

– интерактивная – это процесс взаимодействия партнеров по общению.

Теории общения

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

2. Виды общения.

3. Характеристика коммуникативной стороны общения.

4. Характеристика интерактивной стороны общения.

5. Характеристика перцептивной стороны общения.

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

Проблема общения – одна из центральных в социальной психологии. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по работе какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью . Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , получающий ее – реципиентом .

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Его изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности, обеспечивающий другие виды деятельности (игра, труд, учебная деятельность). Общение – это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Нередко общение сводят только к коммуникации – передаче, обмену информацией посредством языка или других знаковых средств.

Категория «общение» достаточно подробно разработанная в отечественной психологической науке. Так, Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А. Н. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Б. Г. Ананьев указывает на важность общения как одной из детерминант развития психики человека. Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский).

Современная психолого-педагогическая наука использует различные определения понятия «общение». Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себе обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.

4. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

5. Под общением понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения (Я. Л. Коломинский).

Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов : содержание , цель и средства .

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей (предупреждение об опасности). У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения . Традиционно в структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных стороны общения коммуникативная сторона общения (обмен информацией между субъектами), интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:

Субъекты общения;

Средства общения;

Потребности, мотивация и цели общения;

Способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

Результаты общения.

Функции общения . Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции : информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

А. А. Брудный выделяет следующие функции общения:

    инструментальная , необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

    синдикативная , которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

    трансляционная , необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

    функция самовыражения , ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

Р. С. Немов считает, что по своему назначению общение многофункционально. Поэтому он выделяет следующие функции общения:

1. Прагматическая функция . Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция . Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе зависит опосредовано его общением с взрослым.

3. Функция подтверждения . В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений . Общение способствует организации и поддержанию межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция . Даная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь) и способствует развитию рефлексии.

Введение

Перцептивная сторона общения

Интерактивная сторона общения

Коммуникативная сторона общения

Структура общения

Функции общения

Средства коммуникации

Общение как социально-психологический феномен

Заключение

Список литературы

Введение

Общение является одним из предметов социально-психологического исследования.

Общение - многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.

Исследования Г. М. Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других ученых, анализировавших содержание и механизмы общения, показали, что его ведущими процессами или сторонами общения являются:

Коммуникативная (передача информации в процессе общения);

Интерактивная (т.е. взаимодействие партнеров);

Перцептивные компоненты (восприятие партнерами друг друга).

В рамках социально-психологического знания относительно проблематики общения наиболее содержательно глубокий и объемный материал наработан по общению межличностному. В этом плане все три стороны общения в совокупности отражают многоаспектность и при этом неоднозначную сложность внутреннего, субъективного мира одного человека, если речь идет о его отношении к другому. Коммуникативная сторона общения отражает тот аспект межличностного контакта, который выражается в обмене участниками общения информацией.

Рассмотрим более подробно процессы и стороны общения.

Перцептивная сторона общения

В процессе восприятия у человека формируется образ другого, понимание его личностных черт. Наибольшие сложности в процессе восприятия человека человеком представляет не только неоднозначность самого объекта (человека или группы людей), но и тот факт, что по внешним признакам, по тому образу, который формируется в результат контакта, партнеры стремятся вывести суждение о внутренних качествах друг друга. Отсюда те многочисленные стереотипы, связывающие конституцию или черты лица с индивидуальными особенностями.

Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия .

Идентификация предполагает отождествление с воспринимаемым субъектом, на основании чего и делается вывод о его индивидуальных особенностях и предполагаемом поведении. Человек старается поставить себя на место другого и, исходя из этого, попытаться понять его состояние и возможные способы действия в конкретной ситуации. Часто при этом собственные понятия и схемы поведения распространяются на другого, что может стать причиной ошибки, так как отличия этого от другого не учитываются при идентификации. Более эмотивные люди, естественно, чаще используют именно этот метод познания, заражаясь переживаниями партнера по общению.

Под понятием рефлексии подразумевается не способность человека к самонаблюдению, но осознание того, каким воспринимают его окружающие. Такой отраженный образ Я, т.е. Я в глазах других, является важным элементом Я-концепции и самооценки, он всегда, более или менее осознанно, присутствует в структуре личности. При общении же это отраженное представление о себе играет доминирующую роль, и от того, насколько оно совпадает с действительным образом субъекта у партнера (или партнеров), во многом зависит успех контакта.

Главным содержанием перцептивного процесса общения является система интерпретаций поведения другого, причин его поступков, симпатий и антипатий. На основании этой системы субъект стремиться предвидеть и дальнейшие действия партнеров, в том числе и по отношению к себе. Так как реальных сведений о причинах тех или иных действий окружающих часто крайне мало и не всегда они соответствуют действительности, процесс интерпретации поведения получил название атрибуции (или каузальной атрибуции), т.е. приписывания. Атрибутировать, т.е. приписывать партнерам причины их поступков и высказываний, люди могут либо на основании анализа похожих случаев, либо по аналогии с собственным поведением в сходных ситуациях. В последнем варианте часто включается и механизм идентификации, когда субъект, ставя себя на место другого, приписывает ему и собственные мотивы и переживания, которые могут привести к сходному результату. При анализе люди вспоминают о похожих случаях, произошедших с другими людьми, либо поведение партнера в аналогичных ситуациях, полагая, что при этом действуют одни и те же причины.

Так же на восприятие окружающих оказывает влияние и эффекты "ореола", "новизны", "бумеранга".

Эффект "ореола" заключается в том, что первое, общее впечатление о человеке, часто основанное на установках или каких-то отрывочных сведениях о нем, распространяется на восприятие его поступков и личностных качеств. При этом может сформироваться как положительный, так и отрицательный "ореол". Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки оцениваются только позитивно, несмотря на их реальное содержание. В его деятельности выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о каком-либо человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффект "новизны" заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, более новая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Именно поэтому эмоционально насыщенная или значимая информация о новом человеке может стимулировать формирование положительного или отрицательного "ореола".

Еще одним важным эффектом восприятия является эффект "бумеранга", заключающийся в том, что в некоторых случаях воздействие информации на партнеров по общению (или на широкую аудиторию) вызывает результат, обратный ожидаемому. Как правило, этот эффект возникает в тех случаях, когда подорвано доверие к источнику информации или этот источник (как субъект, так и средство массовой информации или учреждение) вызывает неприязнь у воспринимающих. Иногда эффект бумеранга возникает, если информация длительное время носит однообразный не соответствующий изменившимся условиям характер.

Анализ перцептивного процесса общения показывает, что при восприятии другого человека возникает не только представление о нем, но и эмоциональное отношение, при котором партнер может вызывать как ситуативное эмоциональное переживание, так и стойкое чувство, как положительное, так и отрицательное.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения - условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихся в их совместной деятельности. Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются “позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие для нее.

Кооперация обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем “тесноты” кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касается конкуренции, то здесь анализ чаще сконцентрирован в наиболее яркой её форме - конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия).

Один и тот же человек выполняет различные роли. Множество ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. “Исполнение” роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь незначительное отклонение от образца осуждается.

Исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Но общение не всегда строится успешно и часто не лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью. В этом случае возникает межличностный конфликт.

Интеракция также рассмотрена с точки зрения транзактного анализа американским психологом Э. Берном. С его точки зрения, в каждом человеке существует три “Я”: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (независимый, неподчиняемый, берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими).

Выступая в позиции Дитя, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе, в позиции Родителя - самоуверенно-агрессивным, в позиции Взрослого - корректным и сдержанным. Во взаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером.

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Трансакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

Суть теории Э. Берна сводится к тому, что, когда ролевые позиции партнеров по общению согласованы, акт их взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительная эмоция заранее присутствует в общении на радость партнеров, то такой тип взаимодействия Э. Берн называет “поглаживанием”. При согласовании позиций, о чем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишение ответного поглаживания уже задевает человека. Если же, вопреки его ожиданиям, к нему еще и обращаются с несогласованной позиции, это вызывает гнев и может стать причиной конфликта.

С психологической точки зрения, содержание конфликта может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров. Для всего диалога решающее значение может иметь то, насколько правильно выбрана позиция, насколько она согласована между партнерами по общению. То, какую позицию мы займем в контакте, сразу же определяет и круг психологический ролей, которые нам предстоит исполнить.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между партнерами. Решающее значение приобретает ориентация партнеров друг на друга, их активность в стремлении убедить другого или побудить его к определенному действию, т.е. происходит не просто "движение" информации, но ее развитие, уточнение и обогащение. Поэтому коммуникатору (человеку, сообщающему информацию) необходимо учитывать не только то, что говорится, но и каким образом, соотносить содержание сведений с установками, ценностями, мотивами каждого из воспринимающих.

Исходя из тех задач, которые ставит перед собой коммуникатор, выделяются побудительные сообщения (побудить сделать что-либо), информативные (передать сведения), экспрессивные (сформировать переживание), фактические (установление и поддержание контакта).

Фактическое, т.е. бессодержательное, общение предполагает использование коммуникации исключительно с целью поддержания самого процесса общения.

Чисто информативная цель сообщения может не предполагать реакции собеседника, т.е. для коммуникатора может быть важен сам факт сообщения безотносительно к тому, какое воздействие он оказал на воспринимающего и понято ли оно верно.

Наиболее сложной задачей коммуникации является реализация намерения повлиять на поведение другого, так как в этом случае необходимо не только понимание значимости сообщения, но и одинаковый подход к оценке ситуации или других партнеров, близкая система ценностей. Выделяются такие способы воздействия в процессе общения, как убеждение, внушение, подражание, заражение. При убеждении коммуникатор ориентируется на сознательное, разумное восприятие своей информации, поэтому его монологическая или диалогическая речь должна быть максимально развернутой и выразительной. Остальные способы воздействия предполагают ориентацию не только (и не столько) на сознание, сколько на бессознательные чувства, переживания, стремления людей.

Особое место в анализе коммуникативного процесса занимает изучение специфических коммуникативных барьеров, нарушающих процесс обмена информацией, адекватное понимание и реагирование на сообщение. Барьеры могут порождаться социальными факторами, например, политическими разногласиями, различиями во взглядах, связанными с разницей в статусных положениях, окружении, культуре, религии. Также причиной непонимания могут быть и индивидуальные особенности партнеров, например, интравертированность, тревожность, мнительность собеседников.

Структура общения

Общение как процесс имеет свою структуру, которая подробно рассматривалась разными авторами.

Б. Ломов предложил классификацию состоящую из трех уровней:

Макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

Мезауровень: общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);

Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).

Г. Андреева определяет структуру общения, как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

Б. Парыгин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.

А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.

Логическим основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, взаимовлияния, познания друг друга, обмен результатами деятельности и т.п.) может быть характеристика его относительно автономных компонентов, таких как: цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи, устанавливается между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентации участников общения; коммуникативный потенциал субъектов общения; виды и формы общения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения; этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии и тактики общения; результат общения.

Внешний - проявляется в коммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегии общения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведения и т.д.

Внутренний - воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, которое выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

Функции общения

Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.

Выделяют следующие функции:

Общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

Представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция - регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.

Третья функция - аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А. Реан), в которой общение образует: когнитивно-информационный (прием и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

· контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;

· информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

· побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;

· координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

· понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

· амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

· установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

· осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Анализ особенностей общения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на его многофункциональность (А. Панфилова, Е. Руденский):

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления, что дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения и т.п.;

Интегративной - используется как средство объединения деловых партнеров для совместного коммуникативного процесса;

Функция самовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал;

Трансляционная - служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений и др.;

Функция социального контроля призвана регламентировать поведение, деятельность, а иногда (когда речь идет о коммерческой тайне) и языковые акции участников делового взаимодействия;

Функция социализации способствует развитию навыков культуры делового общения; с помощью экспрессивной функции деловые партнеры пытаются выразить и понять эмоциональные переживания друг друга.

Все приведенные функции трансформируются в одну главную функцию общения - регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя, следует рассматривать как одно из оснований для классификации всех других функций человека как субъекта общения.

Средства коммуникации

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

Открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);

Отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);

Закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация . Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика).

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: - коммуникативные (заменяющие речь) - описательные (их смысл понятен только при словах) - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3)Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса).

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Вербальная и невербальная коммуникации тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Общение как социально-психологический феномен

Отечественная психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта. Прежде принципиальным является вопрос взаимосвязи общения и деятельности.

Исходя из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей. То есть любые формы общения принадлежащие к специфических форм совместной деятельности. К тому же люди не просто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегда общаются во время соответствующей деятельности.

Г. Андреева считает, что целесообразным является широчайшее понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериваты (от лат. derivatus производное от чего первичного).

Другими словами, общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт.

Относительно другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Идею автономности и самоценности общения А. Реан и Я. Коломинский обосновывают:

Во-первых, теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу), в которой общение является одной из основных потребностей (оно необходимо для того, чтобы разделить с другим человеком свое горе или радость, чтобы чувствовать себя человеком);

Во-вторых, с позиций субъект-субъектного подхода к общению (если деятельность связана с формулой «субъект - объект», то в общении никого из партнеров нельзя рассматривать как объект, ведь каждый из них является активным субъектом этого процесса).

Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др.

Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведение событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоций, волевой и мотивационной сферы.

Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью и т.д.

Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению. В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.

В связи с этим чрезвычайно важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членами контактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые в процессе взаимодействия.

Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми.

Общение является основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.

Изучая поведение младенцев, американские исследователи К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скин отмечают, что в первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми только жестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует о генетической «запрограмированности» на общения с окружением.

Общение - это весь спектр связей и взаимодействия людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которые осуществляются через прямые или косвенные контакты, в которых вступают личности и группы.

Это широкое понимание общения, а узкий контекст - межличностного общения - указывает на процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

Заключение

Основываясь на информации изложенной в данной работе, можно сделать вывод, что общение - это многоплановый, но целостный процесс развития контактов между людьми, который включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения представляет собой обмен информацией между участниками совместной деятельности.

Интерактивная сторона - это взаимодействие общающихся людей - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

Перцептивная сторона общения - восприятие общающимися людьми друг друга. Очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни с чем сообщенным ему не разберется.

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения.

Общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

Список литературы

1.Андреева Г. М. Социальная Психология. Москва: Аспект пресс, 1998.

2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. - Екатеринбург. 1999.

3.Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г. М., Яноушека Я. Москва, издательство МГУ, 1987.

4.Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.

6.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

Лабунская.В.А/Экспрессия человека: общение и межличностное познание. “Феникс”. Ростов-на-Дону.1999.

7.Пиз А. Язык телодвижений. - Новгород, 1992.

После изучения данной главы студент должен:

  • знать психологическое значение понятия "общение";
  • уметь описать общение как специфический психологический феномен, отличающийся от поведения и индивидуальной деятельности;
  • владеть некоторыми приемами прогнозирования и предотвращения конфликтных ситуаций в общении.

Общение как психологический феномен

Более 100 лет исследований в области экспериментальной общей психологии привели ученых к мысли о необходимости создания новой отрасли науки, которая бы занималась изучением общения людей. Это было вызвано целым рядом причин. Во-первых, психические процессы, психические свойства и состояния проявляются по-разному в разных жизненных ситуациях, но особенно в тех, которые сопровождаются общением – как непосредственным, в частности в малых социальных группах, так и опосредованным, например при восприятии рекламы. Во-вторых, психологи обратили внимание на возможность эмпирического изучения социальных явлений, которые требуют глубокого психологического анализа, в частности межличностных оценок и сравнений, поведения людей в группах, поведения потребителей и пр. В-третьих, многие смежные науки, такие как экономика, социология, политология, история и др., потребовали от психологов объяснить, почему именно в обществе происходят те или иные явления, которые не находят ответов в рамках общей психологии, но явно имеют психологическую природу. Например, были поставлены вопросы относительно того, как возникают паника на биржах или этнические и религиозные конфликты.

И наконец, в-четвертых, некоторые ученые осознали тот факт, что в процессе общения определенные предметы и явления начинают приобретать для людей особые свойства, какими ранее не обладали. Было показано, что некоторые свойства объектов, играющих важную роль в жизни людей, в реальности не существуют, а проявляются только в социальных условиях, при непосредствен ном или опосредованном общении. В частности, такое представление во многом отражено в понятиях теории символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида , представителя Чикагской социологической школы (рис. 9.1). Эти свойства имеют символическую природу: их ощущают, воспринимают и ценят одни люди, но абсолютно не воспринимают и не ценят другие. Например, было замечено, что подобными свойствами обладают продукты творческой деятельности. Иногда они даже становятся "сверхценными" для определенных групп людей, при этом очень часто независимо от тех материальных затрат, которые потребовались на их создание. Так появилось представление о социально-психологическом феномене, который получил название сверхчувственных свойств .

Рис. 9.1.

Приблизительно по этим (и некоторым другим) основаниям возникла новая отрасль науки – социальная психология . Объектами ее изучения стали различные типы, виды, формы и условия общения и деятельности, а также феномены общения, которые влияют на психические процессы, свойства и состояния людей.

Стремясь понять, чем занимается социальная психология, в первую очередь следует обратить внимание на то, что люди по-разному общаются друг с другом: есть люди очень общительные (экстраверты), а есть необщительные, замкнутые (интроверты). Второе, что должно привлечь наше внимание: в процессе общения люди оказывают воздействие, влияют друг на друга и меняют свое поведение в зависимости от характера общения, степени и форм такого воздействия. Но самое интересное, это, наверное, то, что общение людей способно порождать нечто новое в природе, то, чего ранее никогда не существовало. Иногда может возникнуть впечатление, что это новое появляется как бы из ничего, однако на самом деле его источником является именно общение людей друг с другом. Такая идея возникла в результате теоретического анализа феномена социального в ряде социально-психологических теорий.

В частности, в соответствии с теорией Дж. Г. Мида, человек – социальный продукт межличностного взаимодействия. Он принимает на себя некие роли под влиянием других людей ("обобщенный другой"), В процессе социализации формируется рефлексирующее социальное "Я", т.е. его происхождение полностью социально. Главное в социальном "Я" – способность становиться объектом самонаблюдения , в результате чего внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль. Для глубокого описания этого явления Мид использовал понятие "самость". Это свойство не является врожденным, его происхождение также сугубо социально. Чтобы эффективно взаимодействовать, человек должен понимать намерения других людей. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид называл принятием роли. Процесс принятия роли предполагает, что индивид с помощью воображения ставит себя на место того человека, с которым общается. Ключевое понятие символического интеракционизма – взаимодействие (интеракция ). Основой взаимодействия служит не совместная деятельность, а обмен символами.

Дж. Г. Мид, а также Ю. Хабермас, X. Блумер и др„ развивая взгляды социолога Георга Зиммеля, утверждали, что общество построено на обмене жестами и символами посредством языка. Утверждалось, что для понимания поведения людей необходимо познание внутреннего символического смысла, некоего языкового кода, который понятен только участникам взаимодействия. В процессе социализации определяющую роль играют так называемые значимые другие – люди, чьи суждения и действия являются эталоном при формировании собственных суждений, мнений и поведения человека.

  • Биография Дж. Г. Мида довольно примечательна. Он родился в США, учился в Гарвардском университете, а также в Лейпциге и Берлине, где познакомился с работами В. Вундта. Мид никогда не имел ученой степени, но преподавал социальную психологию в США в университете Чикаго. Не имея научного статуса, он не опубликовал ни одной своей книги, однако имел большое влияние. Лекции Дж. Г. Мида были собраны и опубликованы уже после его смерти.